«Яндекс Go». Прокат самокатов в Москве, впечатления от нового сервиса
Привет.
В «Яндексе» около трех лет вынашивали идею выйти на рынок электросамокатов, где уже присутствует множество других игроков, самые сильные и заметные — это URent и Whoosh. У «Яндекса» постоянно случалось что-то, что не давало возможности запустить этот сервис, но летом 2021 года компания решилась на это, пока только в Москве. Первоначальная карта сервиса не очень большая, фактически это районы вокруг офиса «Яндекса» — Парк культуры, Якиманка, Спортивная. Посмотрите на карту.
В сервисе используются самокаты Ninebot Max Plus, это надежные машинки, которые хорошо известны на рынке проката, в частности, такие использует Whoosh.
Если попробовать оценить разницу между самокатами от Whoosh и «Яндекс Go», то никаких отличий, кроме расцветки, вы не заметите, это де-факто один и тот же продукт, управление осуществляется сходным образом.
Характеристики Ninebot Max Plus неплохи — расчетный вес пассажира не более 100 килограмм, максимальная скорость до 25 километров в час (в сервисе «Яндекс» она ограничена 20 километрами или в некоторых зонах до 15 километров в час), максимальный запас хода до 55 километров либо до 5 часов активной езды. Время зарядки батареи мощностью 551 Втч составляет около 4 часов.
Московские власти не хотят повторения ситуации в других городах мира, когда самокаты заполонили все пространства, их бросают где попало. Хватает того, что это травмоопасный вид транспорта и каждый день с ними что-то происходит. На днях погиб известный ученый-биолог Иван Пигарев, он ехал на велосипеде на работу, после столкновения с самокатом получил травмы и скончался. Ему было 80 лет. Увы, таких историй с каждым днем все больше и больше, их можно напрямую увязать с двумя особенностями самокатов в наших городах — с отсутствием большого числа велодорожек, где они могут безопасно для пешеходов передвигаться, и с полной неприспособленностью Москвы для такого вида транспорта. Например, парковка самокатов «Яндекса» у офиса на Льва Толстого расположена во дворе здания. Чтобы выехать на улицу, вам нужно спуститься по пандусу, где ездят машины, но в конце вас ждет шлагбаум, который для вас не откроют, нужно спешиться и пронести самокат на руках (причем затащить на бордюр, он весит 27.5 килограмм!). По дорогам ездить нельзя, только по пешеходной части, но самокатчики на это давно плюют, так как тащиться среди пешеходов тяжело, поток зачастую слишком плотный. Хорошо кататься где-то, где есть большие и пустые пространства, ровные дороги, например, в спортивном комплексе Лужники или около них. На территории Лужников проката самокатов нет, в теории они там запрещены. На практике вас пропустят через турникет с легкостью и никто вас не остановит. Но сдать самокат на территории Лужников негде, придется выезжать за территорию.
В Москве самокаты можно брать и оставлять на парковках, которые ставит город. То есть пристегнуть самокат нужно на такой парковке, что удобно. Но это также означает, что на парковке будут самокаты разных компаний, а не какой-то одной. Наверное, это удобно и правильно.
Чтобы не было вакханалии, московские власти ограничили число самокатов в каждом из сервисов — не более 10 тысяч штук. В «Яндексе» их несколько тысяч, но с расширением географии сервиса их станет больше. Этой квоты хватит для того, чтобы покрыть все основные районы Москвы, даже спальные (на Новую Москву, скорее всего, не хватит, но это отдельная история).
Рынок проката самокатов сложился еще до выхода «Яндекса», поэтому в компании скопировали чужую модель ценообразования. Забронировать самокат стоит 50 рублей, затем за каждую минуту поездки вы платите по 6 рублей. До конца июля для пользователей «Яндекс.Плюс» действует возврат 100% первой поездки баллами, затем 25% за каждую поездку (не более 1 000 баллов за один раз).
Многих пользователей приложения «Яндекс.Go» смутило то, что на главном экране заказа такси появился значок самоката, при нажатии на который вызывается камера, которая должна сканировать QR-код на руле.
Складывалось ощущение, что в «Яндексе» не сделали поиска самокатов на карте, что выглядело невозможным. Приложение для аренды самокатов находится в разделе «Город», где вы можете искать самокаты на карте, все есть!
Для выбранного самоката можно включить бронирование, он будет ждать вас десять минут. Придя к самокату, нужно его отстегнуть от стоянки, проверить его состояние.
Если самокат сломан, то надо сделать фотографию и отправить в службу поддержки, иначе у вас могут возникнуть проблемы, так что держите это в голове. С прокатом всегда так, не нужно лениться, нужно смотреть, как выглядит устройство.
Те, кто не может прочитать QR-код (например, его замазали), могут вбить номер самоката руками. Разницы тут никакой. Дальше начинается аренда, и вы можете отправляться в дорогу.
Ряд неприятных моментов, которые мне не нравятся в сравнении с тем же Lime, являются российской спецификой. Самокат стоит на двух рогах, металлические отводы. Чтобы убрать их, нужно приподнять самокат за руль и ногой сложить эти «ножки». Выглядит это откровенным колхозом, ржавые ножки на новых самокатах, никакого глянца. В том же Lime это хромированная нога, которую легко убрать, нет никаких причин извращаться.
В пешеходных зонах, которые внесены в память самоката, он не дает разгоняться выше 15 километров в час, попытка разогнаться, и тут же начинается писк. Разгон с помощью клавиши, а также два тормоза — передний и задний. Левая рукоятка притормаживает мягко, правая резче, пользуюсь практически всегда правой.
Несмотря на то, что самокаты от «Яндекса» только-только появились на улицах, они не выглядят новенькими, уже довольно помятые, поцарапанные. Но в этом нет никаких проблем, все прокатные самокаты таковы.
В «Яндексе» говорят, что со временем введут свой опыт из такси, то есть цена будет повышаться, если есть повышенный спрос на самокаты и их мало. Мне такой подход не нравится, так как сегодня в такси я практически всегда вижу повышенный спрос — утром, днем и глубокой ночью. А это означает, что за поездки я прилично переплачиваю. Проанализировав траты на такси (число поездок не выросло год к году, примерно одинаково, равно как и маршруты), понял, что в мае и июне отдал «Яндексу» больше на 33 и 41% соответственно. Приличное изменение цены, которое, видимо, будут интегрировать как подход в самокаты. Но в отличие от того же такси, тут высока конкуренция, поэтому не думаю, что это нововведение приживется, в центре много самокатов от Whoosh, URent.
По завершении поездки вам нужно закончить ее в приложении, закрыть самокат и сфотографировать его.
Также как и всегда, следите за тем, чтобы ваш смартфон не разрядился, иначе есть возможность попасть на деньги, когда ваш самокат будет «работать», пока вы носитесь в поисках зарядки.
Уже сейчас можно сказать, что самокаты от «Яндекса» не хуже и не лучше, чем у прямых конкурентов. Это ровно такое же предложение, в котором нет никаких отличий. Сильная сторона «Яндекса» — это кешбэк для пользователей «Яндекс.Плюс», а также большая армия тех, кто пользуется приложением компании. Уверен, что постепенно появится интеграция такси и самокатов, когда одновременно можно будет заказать поездку на двух видах транспорта, а самокат будет вас ждать в назначенном месте. Это удобно и хорошо, в «Яндексе» это явно понимают.
Пионеры этого рынка, Lime и Bird, убыточны много лет: вандализм, короткое время жизни самокатов. В России ситуация удивительна тем, что мы воспринимаем самокаты не как средство передвижения из точки А в точку Б, а как развлечение. И поэтому готовы платить за него, стоимость проката самокатов в России близка к таковой в Америке, что во всех смыслах поразительно. Это делает экономику сервисов чуть лучше, но не исправляет ключевую проблему — выход самокатов из строя, их короткий жизненный цикл. Прокатные компании утверждают, что они смогли решить эту проблему в России, но верится в это с трудом, так как нигде в мире этот вопрос не решен. Думаю, что это сказка для инвесторов, которые должны верить, что экономическая модель сходится.
Сказать, что самокаты от «Яндекса» принципиально меняют что-то для пользователей, нельзя, это еще один игрок, который дает дополнительные машинки для аренды. Сегодня проблема с самокатами не в прокатных компаниях, а скорее в тех, кто их арендует и не соблюдает правила дорожного движения, плюс в отсутствии подготовленных маршрутов и дорожек. К сожалению, поверить, что последнее как-то быстро изменится, нельзя. И вопрос только в одном — сколько травм и даже смертей случится, пока не начнут очень строго регулировать то, как можно кататься на самокатах, где это можно делать. Сегодня у нас вольница, вы можете ехать как угодно и где угодно, но особого удовольствия это не доставляет, большинство московских улиц для этого просто не предназначены. И это постоянное высматривание выбоин на дороге, проползание между пешеходами и тому подобные терзания. Почитайте по ссылке о впечатлениях от Lime в Берлине, это совершенно другая история из-за того, что город наводнен велосипедами и инфраструктура выглядит совсем иначе. Там приятно и комфортно кататься. Надеюсь, что когда-то и у нас будет ровно так же.