"Телекоммуникационные компании уже не работают в одиночку"
Интервью с Олегом Волпиным, региональным вице-президентом компании Amdocs в Восточной Европе.
- Компания Amdocs недавно представила исследование взаимоотношений игроков различных сфер телекоммуникационного рынка. Какова была основная цель данного исследования?
- Задачей исследования было изучение отношений к партнерству трех бизнес-групп: операторов связи, игроков рынка OTT (например, поставщиков потокового видео) и производителей устройств, которые определяют уровень обслуживания клиентов.
Cегодня телекоммуникационный ландшафт очень быстро меняется, и в принципе он уже сильно изменился. Телекоммуникационные компании уже не работают в одиночку. Они кооперируются как с другими операторами, что раньше было практически невозможно, так и с OTT-игроками, предоставляя улучшенные услуги клиентам. Естественно, мы как компания, которая предоставляет услуги телекоммуникационным операторам, помогаем им в такой кооперации. В пример можно привести наши системы мобильных платежей, которые дают возможность платить за покупки или услуги в счетах операторов.
- Как проводилось исследование?
- Исследование было проведено лидирующим аналитическим агентством Coleman Parkes в период между июнем и июлем 2012 года. Основано оно было на количественном анализе телефонного опроса ста руководящих сотрудников компаний-операторов, игроков OTT и производителей устройств в Северной Америке, странах Карибского бассейна, Латинской Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- Какие выводы были сделаны?
Продолжается борьба за обладание клиентской базой: 66% операторов утверждают, что они должны заключить договор с клиентом при любом партнерском соглашении, при этом только 13% производителей устройств и 14% игроков OTT признают, что в будущем они могут себе представить, быть готовыми уступить право на обслуживание клиентов.
Абсолютно все согласны с тем, что операторы обладают ключевыми активами: исследование доказало, что и производители устройств, и игроки OTT в целом согласны с операторами в том, что присущие последним высокий уровень бренда и качество сети, а также обладание данными клиентов являются ключевыми активами. Признание этого факта большинством участников рынка играет на руку операторам и предоставляет солидную платформу для партнерства.
Операторы все в большей степени видят в игроках OTT своих потенциальных партнеров, так же как и источник инноваций: в противоположность общепринятой точке зрения, исследование доказало, что 70% операторов видят в игроках OTT скорее своих потенциальных партнеров, нежели конкурентов. 64% операторов заявляют, что игроки OTT привносят инновации в индустрию. При этом 42% поставщиков услуг заявили, что они могли бы предоставлять любой сервис, предлагаемый игроками OTT, но гораздо лучше.
Осторожное желание делиться ключевыми активами. Исследование продемонстрировало, что все три группы готовы предложить и раскрыть свои основополагающие активы для достижения общих целей партнеров: 74% игроков OTT и 73% производителей устройств готовы раскрыть и предложить партнерам свои ключевые активы. Весьма интересно, что и 56% операторов также готовы к этому.
"Насколько это выгодно для меня?". Разные игроки имеют различные мотивы для поиска партнеров. Несмотря на то, что все три группы видят в партнерстве возможность увеличить доходы и сократить расходы, у всех у них есть на это собственные причины: 40% операторов хотели бы через партнеров расширить покрытие своей сети, при этом 34% считают партнерство инструментом разработки новых продуктов и сервисов. Производители устройств отметили в качестве основного преимущества партнерств стабильное функционирование и качество сервисов (QoS) - свойства, присущие операторам. 69% игроков OTT упоминают QoS как необходимый элемент обеспечения конкурентоспособности и выживания на рынке.
Подводя итог, можно сказать, что несмотря на то, что операторы, производители устройств и игроки OTT имеют различные интересы, все они полностью признают необходимость в совместной работе и партнерстве для достижения общих целей.
Сегодня все лидирующие игроки телеком рынка кооперируются. То есть практически не существует примеров ни в одной стране мира, чтобы операторы продолжали работать в одиночку, не взаимодействуя с другими игроками. Существуют направления, которые развиваются быстрее, такие как мобильные платежи, о которых я уже упоминал, и медленнее развивающиеся, такие как реклама. Бывает и так, что все операторы какой либо страны взаимодействуют друг с другом и одновременно взаимодействуют с OTT-игроком, чтобы представить конечному пользователю одинаковый сервис, и неважно у какого оператора он зарегистрирован. Во Франции, например, существует взаимодействие по предоставлению услуг транспортных систем и их расписания на портале OTT-игроков. За услугу можно заплатить у любого оператора по предварительной договоренности.
- Расскажите о своем недавнем контракте с "ВымпелКом".
- Компания "ВымпелКом" выбрала ПО Amdocs CES для консолидации своих систем поддержки деятельности предприятия (BSS) в связи с приобретением компаний "Голден Телеком" и "Корбина Телеком". Решение конвергирует многочисленные уровни бизнеса (LOB), предоставляя "ВымпелКому" единый подход к облуживанию клиентов, а также позволяет повысить качество обслуживания, максимизировать возможности получения прибыли и сократить эксплуатационные расходы.
- По вашему мнению, исходя из результатов исследования, какова перспектива развития российского телекоммуникационного рынка?
- На мой взгляд, путь развития российского телекоммуникационного рынка не сильно отличается от пути развития других европейских рынков. То есть, такие операторы как, например, "Мегафон", делают многие вещи, которые европейские операторы еще и не делали. Особенно это прослеживается в работе с недавно созданной дочерней компанией MegaLabs.
Операторы из большой четверки будут кооперироваться. К примеру, "ВымпелКом" глобально работает со многими OTT-игроками, такими как Microsoft. Естественно, всегда есть локальная специфика, какие-то более или менее приоритетные области, но в целом большой разницы нет.
© @Astera