Alibaba и 40 разбойников: как китайский интерет-гигант погубил компанию Yahoo

25 июля стало известно о том, что компания Verizon планирует приобрести Yahoo. По мнению автора Forbes Брайана Соломона, началом конца компании стала на первый взгляд успешная сделка ее сооснователя, Джерри Янга, который в 2005 году выкупил пакет акций Alibaba. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.

«В 2005 году, — пишет обозреватель Forbes, — сделка с Alibaba казалась рискованным и дорогим мероприятием, но именно она и стала самым выгодным приобретением в истории Кремниевой долины: по нынешним ценам 40% акции компании стоят не менее 80 миллиардов долларов, а тогда Джерри Янг, генеральный директор и сооснователь компании выкупил их всего за 1 миллиард».

По иронии судьбы Yahoo продают не вопреки, а благодаря этой сделке, уверен Брайан Соломон: «Основной бизнес компании — новостной, почтовый и рекламный сервисы — годами приносил одни убытки, поскольку ей так и не удалось подстроиться под новые тренды: изменение характера поиска, появление соцсетей и соцмедиа и глобальный переход на мобильные платформы. Если бы не китайские активы компании, то едва ли инвесторы так настойчиво требовали бы избавиться от ее головного бизнеса».

И здесь Yahoo стала жертвой успеха своего китайского актива и прагматичности инвесторов. «В 2014 году в результате крупнейшего в истории выхода на IPO, Alibaba превратилась в общепризнанного лидера электронной коммерции, — пишет обозреватель Forbes. —Тогда инвесторы осознали, что доля Yahoo хоть и сократилась более чем вдвое, но все равно стоит гораздо дороже, чем ее основные сервисы. Продать столь ценный актив акционерам помешала непомерно высокая налоговая ставка».

Компании пришлось бы отдать государству 38% от суммы сделки — фактически 10 миллиардов долларов.

И в этом, уверен аналитик, заключается ключ к пониманию текущей ситуации. 15 лет назад Yahoo стоила 5 миллиардов. Сегодня Verizon приобретет ее основной бизнес и все патенты за 4,8 миллиардов. Фактически, уверен Соломон, поиск способа продажи своих активов без уплаты налогов оказывается более ценным, чем выгода от спасения основного бизнеса компании.

Об этом еще в декабре писал автор Bloomberg Мэтт Левайн, комментируя итоги аудита компании, в результате которого выяснилось, что рыночная стоимость ее основного бизнеса находится ниже нуля.

Самое безобразное в этой ситуации то, что Yahoo как компании остается лишь одно: не платить налог за продажу Alibaba. Я понимаю, что это выглядит преувеличенно, на взгляните сами: за эти деньги можно купить 2,5 Yahoo. Если бы существовал способ избежать фискальной нагрузки, даже при условии уничтожения основного бизнеса — компании все равно следовало бы им воспользоваться

— Мэтт Левайн, автор издания Bloomberg

У совета директоров был план, как обойти налоговое законодательство. «Они хотели превратить долю в Alibaba в самостоятельную публичную компанию, которая, впрочем, только создавала бы видимость деловой активности. — пишет обозреватель Forbes. — Им казалось, что такой спин-офф не потребует ни цента налогов. Однако в Налоговом управлении США посчитали иначе, и от плана пришлось отказаться буквально в последнюю минуту».

В итоге Брайан Соломон приходит к неутешительному выводу, считая, что продажа основного бизнеса компании оставалась единственно возможным вариантом: «Его пришлось принести в жертву, чтобы успокоить акционеров, которые требовали найти решение налоговой проблемы. Как ни парадоксально, но только продав легендарный бренд и все его активы (за исключением Alibaba), руководство могло избежать налогового бремени».

Статьи по теме

©  vc.ru