Александр Грек о танках и игре World of Tanks

Из всей военной техники меня больше всего завораживают именно танки, особенно тяжелые. Сколько раз, стоя рядом с ними в Бронетанковом музее в Кубинке, я не мог поверить, что вот эта монументальная конструкция когда-то могла двигаться. И только сев за рычаги газотурбинного Т-80, я поразился этой метаморфозе, когда неподвижная бронированная машина вдруг оживает, превращаясь в невероятно мощного и свирепого зверя, послушного твоим рукам.

Там же, в Кубинке, я с удивлением узнал, что большая часть экспонатов давно потеряла способность самостоятельно двигаться —, а ведь это самая большая в мире бронетанковая коллекция. Директор музея, стоя рядом с одним из семи уцелевших легендарных немецких «Тигров», грустно жаловался на «Мосфильм», который взял танк для съемок да и запорол двигатель, превратив экспонат в неподвижную груду металла. И казалось, что дальше все будет только хуже.

Однако в последние годы ситуация начинает стремительно меняться, в основном за счет частных компаний, которым небезразлична история. По всей стране они находят хоть как-то сохранившиеся машины и возвращают им жизнь. Об истории легендарного танка КВ-1 с «Невского пятачка» рассказывается в октябрьском номере. Это первый в стране восстановленный КВ-1 на ходу. Его восстановленный брат есть в Белоруссии: этот танк в движении можно было увидеть в День танкиста в 2016-м в историко-культурном комплексе «Линия Сталина» под Минском. Этот проект состоялся благодаря мощной поддержке компании Wargaming, известной всемирным хитом — игрой World of Tanks. Продолжается еще более амбициозный проект, стартовавший четыре года назад: Wargaming совместно с Бронетанковым музеем в Кубинке собирается восстановить и поставить на ход единственный в мире сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen VIII «Maus», которому принадлежит абсолютный рекорд по массе среди всех танков, когда-либо воплощенных в металле. И, как говорят участники проекта, это уже не игра. Это история.

Статья «Письмо редактора» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2018).

©  Популярная Механика