"Сейчас все замерли в ожидании того, как развернется рыночная ситуация завтра"
Интервью с Сергеем Груздевым, генеральным директором компании Aladdin.- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль?
- На текущий момент оценивать влияние кризиса на всю ИТ-отрасль, на наш взгляд, преждевременно. Кризис еще не закончился, соответственно, его последствия пока нельзя ощутить и оценить в полной мере. Однако, очевидно одно: панические настроения, буквально захлестнувшие рынок во время первого кризиса в 1998 году, а затем и в 2001 году, сегодня отходят на второй план. Компании пытаются рационально подойти к вопросу проработки антикризисного сценария ведения бизнеса. Опыт прошлых лет и своего рода "жировая прослойка", которой, к слову, у большинства не было 10 лет назад, на этот раз даёт возможность амортизировать ожидаемые удары кризиса по бизнес-процессам.
Со стороны заказчиков имеет место "глубокая заморозка" бюджетов на ИТ- и ИБ-проекты. Это снизило общерыночный показатель по планам внедрения ИТ ориентировочно на 20%. Кроме того, заморозка бюджетов негативно отражается на планировании первого полугодия 2009 года: ситуация с планами внедрения не ясна, отчего появляется лишний дискомфорт. Превалирует мнение, что лучше перестраховаться, переждать наиболее тяжелые моменты и сохранить имеющиеся активы.
Кризисная ситуация ударила по рынку персонала: экономия на кадрах, по нашим оценкам, равна также 20%. Этот показатель наглядно свидетельствует о том, что большинство решений по противостоянию кризисной ситуации, в частности, в кадровой политике, принимаются на эмоциях. С другой стороны, на рынке труда можно заметить некоторое "оздоровление": если раньше он был скорее "рынком кандидата", то сейчас постепенно превращается в "рынок работодателя", что положительно отражается на качественной составляющей подбора персонала.
С точки зрения ИКТ-отрасли в целом, пока в относительно стабильном положении находятся только те компании, у кого на руках есть госконтракты на поставку и внедрение ИТ. Бизнес ИБ в большей степени завязан на госсекторе как основном заказчике средств защиты информации, чем бизнес ИТ. Соответственно, есть вероятность, что "безопасники" в меньшей степени ощутят на себе последствия кризиса, чем "айтишники".
- Затронул ли кризис деятельность вашей компании?
- По большому счету, до нашего рынка волна кризиса пока еще не докатилась. На примере компании Aladdin могу сказать, что мы заметили снижение операционной активности. То есть выписка счетов, оформление документов в количественных показателях несколько сократились, однако в денежном эквиваленте мы пока этого не ощущаем.
Анализируя ситуацию, мы пришли к выводу, что источником подобного замедления активности стал рынок SMB, хотя, теоретически, до них кризис должен был докатиться несколько позже, чем до корпоративного сегмента. Но сегмент SMB более мобилен и болезненней реагирует на возможные трудности. В итоге сокращается количество транзакций, снижается активность мелких дистрибьюторов. Однако на общий тренд Aladdin это не влияет, он остается прежним.
В вопросах кадровой политики на данный момент Aladdin идет вопреки общей тенденции: у нас открыт достаточно широкий пул вакансий и мы с удовольствием закроем все вакантные позиции, если появятся соответствующие нашим требованиям кандидаты. И кризис здесь не может быть помехой: профессионалы, знатоки своего дела будут цениться всегда, и появление на рынке труда квалифицированных кадров, с этой точки зрения, нам только на руку. А об увольнениях и сокращениях зарплат персонала речь вообще не идет.
Общаясь с сотрудниками, замечаю некоторые перемены поведения, но иначе, чем со знаком "плюс" их оценить нельзя: имея опыт прошлых кризисов, люди стали в большей степени "держаться" за работу, поддерживать компанию, нивелировать негативные настроения.
Позиция Aladdin в кадровом менеджменте такова: сила компании в эффективности управления, и эта эффективность имеет максимальное значение в условиях кризиса. Именно поэтому за последний месяц мы усилили руководящий состав в части маркетинга и работы с кадрами.
- Какие меры вы предпринимаете, чтобы компенсировать последствия кризиса и улучшить ситуацию?
- Мы активно инвестируем в разработку новых технологий, ведь рано или поздно из кризиса придётся выходить, и делать это необходимо с новыми предложениями для рынка, с новыми продуктами и решениями. И по-другому нельзя: "запас прочности" когда-нибудь закончится, соответственно, нужно будет что-то предпринимать, и лучше об этом позаботиться заранее.
На данный момент разработаны и полностью готовы к использованию новые - если хотите, антикризисные - схемы продаж, основанные на факторинговой и лизинговой моделях. Бизнесу нужны средства информационной безопасности, защиты от различного типа угроз - как внешних, так и внутренних - кризис никак не снижает, а скорее, наоборот, увеличивает риск прецедентов и нарушений политики информационной безопасности. У нас уже был такой опыт, когда в 1998 году мы давали в аренду разработчикам коммерческого ПО средства защиты и лицензирования HASP. Сегодня мы готовы работать по таким схемам, если это необходимо рынку.
Кроме того, мы по-прежнему следуем выбранной стратегии сертификации по требованиям регуляторов всех основных продуктовых линеек Aladdin. Отчасти, это даёт нам возможность сохранять стабильность своих позиций в проектной деятельности на госсегменте даже в условиях общего экономического кризиса. Но это скорее планомерная реализация долгосрочной стратегии, а не лекарство от кризиса.
Мы считаем, что, в конце концов, выиграет тот, кто максимально правильно и оперативно сможет оценить ситуацию и сориентироваться в ней. Конечно, мы не можем влиять на кризис, но понимаем, что он влияет на нас, значит, мы должны принимать эти условия игры и разрабатывать свою программу выживания. Тяжелая рыночная ситуация, в которой многие оказались, - это ещё одна возможность для того, чтобы посмотреть на свой бизнес со стороны, оценить его слабые и сильные стороны. Нередко это не только способ "оздоровления организма", но и возможность оказаться на коне. Недаром говорят, что генералом быстрее становиться во время войны, ведь в условиях стресса сильные качества обостряются, а мозг работает эффективнее. Мы к этому стремимся.
- Изменилось ли отношение ваших клиентов к выполнению обязательств?
- Нет, по действующим контрактам обязательства никто не отменял. Однако, примерно половина клиентов, которые планировали внедрение технологий на базе PKI, систем CRM, интернет-банкинга, приостановили проекты. Сейчас все замерли в ожидании того, как развернется рыночная ситуация завтра. И пока кризис не достигнет определенного "дна", от которого оттолкнется и пойдет вверх экономика, мы не ожидаем больших изменений.
- Как вы оцениваете ближайшее будущее российского ИТ-рынка? Какие прогнозы вы можете дать, учитывая сложившуюся непростую ситуацию?
- Мы полагаем, что пропорционально сокращениям ИТ-бюджетов в 4 квартале 2008 года и первой половине 2009 года рынок ожидает снижение выручки на 20%. Уже сейчас многие крупные ИТ-игроки оценивают разницу планируемых ранее и реальных доходов за 2008 год примерно на 7% в сторону снижения. Однако, если мы посмотрим на ситуацию рынка ИБ с позиции ежегодной динамики роста, то картина окажется отнюдь не безнадежной. Вспомните, за 2006 год крупнейшие ИБ-компании России "выросли" на 64,3% по сравнению с 2005-м, который считался до того рекордным (его показатель роста составил 38,4%). Таким образом, первые тридцать игроков на рынке ИБ росли в два раза быстрее, чем первая сотня ИТ-компаний. В 2007 г. "безопасники" практически сохранили набранный темп роста - рост выручки составил 59,3% (в том числе в России - 41,1%), по данным Cnews Analytics. Предположим, по итогам 2008 года с оглядкой на кризисную ситуацию, рынок ИБ не получит рекордной динамики роста, но это не значит, что он сократится; он, скорее, стабилизируется. В лучшем случае рынок ожидает снижение темпов роста, в худшем - объем останется на уровне 2007 года. Также я могу предположить появление тенденции прецедентного типа реагирования: то есть произошла утечка - значит нужно усилить комплекс защиты.
По ситуации в целом: наиболее существенный отток денежных средств наблюдается и будет наблюдаться в банковском и страховом сегментах. Если в дальнейшем рыночные условия будут ухудшаться, то пойдут сокращения филиальных сетей, т.к. это позволяет снизить расходы на аренду и персонал. Если же ситуация получит положительное развитие, финансовые структуры начнут поиск решений для повышения эффективности управления бизнесом, в частности, за счет ДБО, интернет-банкинга и внедрения соответствующих ИТ и средств безопасности.
Скорее всего, рынок ИКТ "перезимует" как есть, а весной, уже подведя определенные итоги кризиса, его игроки начнут думать о качественном изменении структуры бизнеса. Выиграют прежде всего те компании, которые смогут найти грамотную модель для быстрого "залечивания ран", нанесенных кризисом.
С большой долей вероятности можно утверждать, что в посткризисных условиях наиболее востребованными окажутся решения вендоров 3-4 эшелона, которые смогут грамотно использовать временное проектное затишье для дальнейшего технологического развития своих продуктовых линеек и, следовательно, формирования нового, отвечающего запросам "изголодавшегося" рынка предложения.
© @Astera