Итоги круглого стола «Перспективы рынка «умных» мобильных устройств»

15 января состоялось заседание круглого стола “Перспективы рынка “умных” мобильных устройств”, в котором приняли участие представители компаний ABBYY и Nokia, Вымпелком, Mobile Research, J'son & Partners, UI Design, Наносемантика и MDS. Модератором заседания выступил Сергей Скрипников, корреспондент журнала «Эксперт».

 

 

Центральной темой заседания стало обсуждение способов предоставления программ и сервисов для «умных» устройств, востребованности дополнительных услуг и эффективности каналов доставки услуг конечному пользователю.

 

В ходе обсуждения, свои данные по объёму рынка «умных» мобильных устройств представили Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research, Василий Коваль, аналитик J’son & Partners и Ольга Толстунова, руководитель ОЕМ направления ABBYY Россия.

 

Ольга Толстунова представила результаты исследования московского рынка, проведенного компанией ABBYY летом 2007 года и предварявшего выпуск нового для России продукта – электронного словаря для смартфонов и коммуникаторов ABBYY Lingvo Mobile Travel.  «Смартфонами и коммуникаторами владеют уже 6% москвичей или около 900 тысяч человек, и, согласно нашим данным, потенциал рынка очень велик», – рассказала Ольга.

 

Василий Коваль добавил: «По нашим данным, в Москве проникновение смартфонов достигло 7%, но в России эта цифра значительно ниже – около 2%».

 

 

Эльдар Муртазин дал оптимистичные прогнозы роста рынка смартфонов на ближайшие годы: «Сегодняшние смартфоны завтра займут нишу телефонов», – заявил Эльдар. При этом он отметил, что доля смартфонов относительно обычных мобильных телефонов будет расти, и к 2010 году смартфоны полностью вытеснят с рынка обычные телефоны.

 

Игорь Харлашкин, руководитель подразделения Programs and Portfolio, Nokia Go To Market, Eurasia перешел к обсуждению востребованных сервисов для смартфонов: «Компания Nokia, одна из первых обратившая внимание на сегмент «умных» мобильных устройств, применяет интерактивный подход к развитию смартфонов, внимательно изучает пользовательские предпочтения и их эволюцию. По нашим наблюдениям, телефон, не подключенный к Интернет-сервисам, всё меньше интересует потребителей».

 

В ходе круглого стола Игорь представил новую версию проекта Nokia Загрузить!, благодаря которому пользователи получили возможность самостоятельно формировать пакет необходимых мобильных приложений, например, загрузить приложение для распознавания визитных карточек ABBYY BCR, либо электронный словарь ABBYY Lingvo. Кроме того, компанией Nokia под брендом Ovi недавно запущен портал собственных мобильных сервисов на сегодня включающий следующие - Nokia Maps, N-Gage, Music.

 

Участники круглого стола обсудили критерии, по которым пользователи отдают предпочтение смартфонам. Сергей Скрипников заявил, что более трети пользователей смартфонов даже не знают о существовании расширенной функциональности в их аппарате, и во многом это можно считать демонстрацией их отношения к выбору устройства.

 

J’son & Partners возражают – согласно их данным, пользователи обращают внимание на поддерживаемые функции, но цена является более значимым фактором при выборе устройства, нежели функциональность и внешняя привлекательность.

 

По мнению Юрия Корюкина, директора по корпоративным продажам ABBYY Россия, функциональность смартфона является для пользователя важным критерием при выборе устройства, но, купив смартфоны, большинство пользователей не могут самостоятельно разобраться в новых функциях и зачастую их не используют: «Проблема состоит в том, что никто из участников рынка не занимается информированием пользователей о новых удобных и полезных для них функциях и сервисах».

 

Говоря о дополнительных сервисах, Ольга Толстунова отметила, что, согласно данным исследования, лишь треть пользователей (34%) удовлетворена предустановленным набором программ. Более половины пользователей (53%) готовы платить за устанавливаемое программное обеспечение, но только 17% владельцев смартфонов прибегают к помощи сотрудников специализированных салонов и магазинов или собственных знакомых для установки приложений на свои устройства. «Розничные сети не готовы или не хотят выступать в роли «центров знаний» по использованию мобильных устройств и преследуют лишь краткосрочные цели  – однократные продажи. Сети не предоставляют услуг по обучению работе с мобильными устройствами, а ведь  обучение могло бы укрепить лояльность существующих и привлечь новых покупателей, а также повысить общий уровень грамотности рынка. Фактически, владельцы смартфонов остаются с ними один на один, тратят много сил и времени на освоение устройств и загрузку  полезных сервисов и приложений, что в совокупности снижает удовлетворённость покупателей», – подчеркнула Ольга.

 

Эльдар Муртазин отметил, что такие давно существующие на рынке услуги, как например, push-to-talk и определение собственного местоположения, не пользуются высоким спросом в виду крайне низкой осведомлённости абонентов. Проблема вновь упирается в работу ритейл-сетей, продавцы которых либо сами не знакомы с дополнительными продуктами для «умных» мобильных устройств, либо не заинтересованы в их продаже.

 

В ходе дебатов участники обратились к опыту европейского рынка смартфонов и обсудили типичные модели поведения европейских пользователей. По данным компании M:Metrics, признанного лидера исследований мобильного рынка, пользователи смартфонов демонстрируют бόльшую активность в отношении дополнительных сервисов, нежели пользователи обычных телефонов.

 

Сергей Скрипников заявил, что российский рынок движется по пути запада – производители идут навстречу пользователям и предоставляют те сервисы, которые ранее мог предоставить только оператор связи. Вендоры вместе с разработчиками сервисов пытаются отвоевать тем самым долю прибыли у операторов связи.

 

В ответ на заявление модератора Сергей Власов, начальник отдела испытаний и внедрения абонентского оборудования Вымпелком, пояснил, что альянс производителей смартфонов и разработчиков приложений не угрожает операторскому бизнесу. Операторы всё чаще предоставляют собственные платформы производителям сервисов и контент-провайдерам для доставки сервисов потребителю, выступая, таким образом, центральным звеном в цепочке «приложение-пользователь».

 

«Онлайн канал предоставления мобильных сервисов очень перспективен – уже сейчас более половины владельцев смартфонов – пользователи мобильного Интернета. Однако сейчас цена онлайн канала (прежде всего, оплата через оператора связи по SMS) оказывается адекватной только для простейшего контента, такого как картинки и рингтоны. Более сложные приложения, например, наши словари ABBYY Lingvo, несмотря на их популярность, продаваться  массово через такой канал пока не могут. Отдельные шаги по исправлению ситуации делают, к примеру, компания Nokia, создавшая собственный сервис загрузок, а также компании Вымпелком и HTC с совместным проектом «Активация», – подчеркнула Ольга. – «За подобными проектами, на мой взгляд, будущее».

 

Участники круглого стола сошлись во мнении, что для развития рынка сервисов для смартфнов все игроки рынка – производители устройств, разработчики приложений, операторы и розничные сети – должны пересмотреть свои позиции. Операторам стоит задуматься о более гибкой политике в отношении сервисов, что в конечном итоге повысит лояльность потребителей услуг связи. Производители смартфонов могут пойти по пути активной интеграции новых сервисов, повышая тем самым интерес пользователей к собственным продуктам. Разработчики приложений должны более тесно сотрудничать с производителями смартфонов, операторами сотовых сетей и ритейл партнерами.

 

Итоги встречи за круглым столом подвел Юрий Корюкин, директор по корпоративным продажам ABBYY Россия: «Мы смогли получить ответы на поставленные нами вопросы и выяснить, что лишь сплочённые усилия всех сторон – производителей, разработчиков приложений, операторов и розничных сетей – помогут повысить уровень рынка сервисов, как в количественном выражении, так и в качественном. Компания ABBYY продолжит активно создавать и тиражировать совместно с партнерами качественные и удобные услуги на мобильном рынке ».

©  Компьютеры KM.RU