Я полгода жил в Китае. Чем их города отличаются от российских
Год назад приезжал в Шанхай и пробыл там до августа. Наблюдал много странностей и, в какой-то мере, учился жить заново: осваивал WeChat, подбирал приложения для расходов и разбирался, как случайно не поесть в Китае говяжьих ушей и что ещё странное там употребляют в пищу.
Теперь рассказываю об инфраструктуре городов.
Влияние густой заселённости и доступ Китая к большим территориям заметны сразу. Добавьте к ним резкий рост экономики и получите города, которыми управляют технологии.
Сделал список полезных и неудобных вещей, которые сильно меняют культуру поведения в Китае. Приметил те, что нужно скорее перенимать и нам.
Огромные города застраивают максимально
Фото жилых домов из вагона метро, которое идёт над ними
На пути из аэропорта Пудонг Шанхай впечатлит своими необъятными азиатскими автострадами. Прямо как в сцене с Умой Турман на мотоцикле из «Убить Билла».
В первый же день заметил, что гигантизм и геометричность стали главными принципами городского планирования. Дороги широкие, дома высокие, а кварталы строят гигантскими прямоугольниками.
После возвращения в Москву понял, что в неоформленности наших территорий есть шарм и чувство свободы, но вместе с ним и большое отставание в развитии инфраструктуры.
Цены в метро зависят от расстояния
Обычная станция метро очень далеко от центр
Чтобы оплатить проезд, есть минимум три варианта: жетон, проездная карта и Apple Pay.
Одноразовую оформляют через терминалы, где пассажиры выбирают начальную и конечную станцию, а затем оплачивают в соответствии с длиной пути.
Эта же система распространяется и на постоянные карты: купить количество поездок не получится, потому что метро настолько большое, что пришлось ввести зонирование по продолжительности поездки.
В Москве систему оплаты, основанную на расстоянии, тоже планируют ввести вместе с расширением МЦД. Но она, скорее всего, будет отличаться от шанхайской.
Больше всего понравилась работа Apple Pay. Фишка в том, что единая транспортная карта есть в айфонах на уровне системы. Достаточно поднести телефон к терминалу и он автоматически предложит её оформить с помощью китайского мобильного номера.
При входе на любой станции у вас проверят сумки. Перед турникетами стоят полицейские, которые держат ленту ограждения наготове и с уважением, но настойчивостью попросят прокатить все ваши рюкзаки и чемоданы.
В Москве такое происходит только на наземных линиях и по возвращении было даже странно идти без проверки.
Составы хуже наших и совсем не уютные
Наклейки напоминают пассажирам уступать места даже на входе, но их, конечно, никто не слушает
Вместо мягких сидений стоят холодные пластиковые скамейки. Зимой даже неприятно, потому что вагоны то на земле, то под ней, потому нагреваться не успевают.
Уступают место пожилым людям и беременным женщинам куда неохотнее, чем в России. Неприятно смотреть, как люди каждый раз в панике влетали в вагон, лишь бы быстрее занять себе место. Но таковы особенности плотной населённости, ничего не поделаешь.
Всегда известно, во сколько приедет поезд
В приложении для метро, которое называется MetroMan есть почти все основные города. Оно поддерживает русский язык и вплоть до минуты показывает, когда прибудет состав.
Ещё есть наложение станций на карту города и всегда выскакивающая реклама при открытии приложения. Второе применимо ко всем китайским программам и очень раздражает.
Оранжевой ветке — оранжевый коридор
Из удобств заметил, что в переходах легко считываемая навигация, иногда даже целые коридоры оформлены в цвет ветки. Эскалаторы ведут к середине станции, поэтому удобнее запрыгивать в поезд. А ещё перед путями стоят заслонки, не дающие упасть на рельсы. Открываются вместе с дверьми, а любые зазоры компенсировали более широкими воротами барьеров. Заодно всегда знаете, куда входить.
Человек на машине важнее всех
Пешеходов не воспринимают на дорогах всерьёз. На переходах водители знают, что должны пропускать, но добровольно этого не делают. Чтобы безопасно пройти, поможет только в упор смотреть на лобовое стекло.
Даже на тротуарах нельзя расслабиться. Они огромные, но не для того, чтобы спокойно гулять. Сигналить, находясь на пешеходной части, нормально, потому что её сделали широкой именно для машин.
Зато светофоры удобные и долгие: они предупреждают о смене цвета за 10 секунд и ведут отсчёт вместо предупреждающего мигания. Другой вопрос, что на пути пешеходов часто бывает несколько широких дорог, зелёного света которых они ждут долго.
Мопеды и велосипеды используют все
Китайские дороги устроены так, что почти везде есть место для двухколёсного транспорта. Решение снижает нагрузку на трафик, но в точках притяжения вроде торговых центров есть проблема парковки байков.
Рентинг велосипедов делят между собой несколько компаний. Самая распространённая в Шанхае — Hellobike. Возможно, и во всём Китае, потому что даже в Нанкине (300 км от Шанхая) подписка позволяла кататься на их велосипедах.
Ещё один космический плюс в том, что байк можно брать и оставлять где угодно. В приложении есть карта свободного транспорта, активация проходит через QR-код, а для блокировки достаточно закрыть замок на заднем колесе.
Лимит одной поездки в 4 часа не беспокоит. Когда поездка затягивается, велосипед просто блокируют и активируют снова. Цена вопроса — 170 рублей (18 юаней) в месяц.
В Москве несколько лет назад появилась сеть проката Велобайк. С китайской компанией пропасть слишком широкая: у велосипедов свои станции, отмечаться на них обязательно каждые 30–60 минут, а сами велосипеды неподъёмные. Понимаю, правда, что другая система в наших реалиях пока маловероятна из-за небрежного отношения и требуемых вложений.
Автобусы и такси самые удобные, трамваев почти нет
Расписание наземного транспорта видно в маршрутах, которые показывают обычные карты города. Как в приложении от Яндекса, только в китайских сразу видно все опции вроде «на велосипеде» и «пешком». Кстати, последнее всегда показывает на 3–5 минут дольше реально затрачиваемого времени. Возможно, из-за того, что китайцы медленнее ходят, а может просто с запасом. Но это удобно.
Такси используют через компанию DiDi, в которую Apple в 2016 вложила $1 млрд. Системой заказа и ценами похоже на Uber, но в аэропортах водители чудят.
Однажды прождал час в очереди из-за «высокой загрузки», но никто так и не приехал. В итоге договорился с «бомбилой» за те же деньги, что предлагал сервис. Так и не понял, почему он не принял мой заказ через DiDi. Возможно, не хотел платить процент.
Для трамваев же разрабатывают альтернативы без рельсов. В основном их сеть слабо развита.
Торговые центры строят мини-кварталами
И слева и справа нахоядятся магазины как часть одной территории для шопинга
Проблем с тем, чтобы добраться до желаемой точки с магазинами не испытывал. Для многих мест не обязательно вызывать такси: велосипеда будет достаточно. Но внутри этих моллов ждёт лабиринт.
В Китае капитализм развит до упора, и потому красиво должно быть не только внутри, но и снаружи. Наши торговые центры по большей части выглядят как коробки, выделяются единицы. Московский «Метрополис» ещё может пойти в сравнение с примером выше.
Представьте, что вы приехали в Подольск, а там упор на инфраструктуру такой же, как в центре. Не МЦД, а настоящее метро, re: Store с Samsung на каждом шагу, небоскрёбы стоят. И торговые центры не менее красивые.
Один из таких состоял из комплекса в несколько зданий, где можно легко заблудиться. Imax, Старбакс, фирменный магазин Xiaomi и десятки ресторанов с премиальными фитнес-клубами.
Если территория в черте города, она будет глубоко урбанизирована. Как бы далеко вы не уехали от «даунтауна».
Люди живут в картонных домах
Это поместье на самом деле делят несколько владельцев, а само оно находится в такой же огороженной территории, как и остальное жильё Китая
Жильё почти везде делят на комплексы: ситуацию, когда дома стоят сами по себе, встретите редко. В общей картине это повышает безопасность, но создаёт трудности, если хочется срезать путь.
Со мной был случай, когда охранник с дикой агрессией набросился на меня, хотя проход выглядел как обычная аллея.
Отсюда меня криками выгонят через две минуты
Есть другая острая проблема таких границ. Подруга рассказала, что из-за коронавируса из жилых комплексов запрещают выходить больше трёх раз в неделю. Именно запрещают, выбора не дают.
Зато за территорией и внутри, и снаружи тщательно следят. Ландшафтный дизайн конкретно в Шанхае и Нанкине прокачан, глаз всегда цепляется за ухоженные аллеи или пышные клумбы.
Прогулочные парки украшают массивными патриотичными статуями
Семейные площадки для любителей ЗОЖа тоже ухоженные: никогда не было проблемы с турником или беговой дорожкой. Не нравилось только, что всё вокруг слишком прилизано. Создавалось ощущение, что живёшь в каком-то кукольном городке.
В реальность возвращало состояние домов. На первый взгляд они красиво спроектированы и качественно сделаны. На второй и дальше начинает казаться, что здания словно из бумаги.
Стены тонкие, поэтому слышно всех соседей. В невысоких домах до десяти этажей точно будут гигантские тараканы, которые вылезут из самых неожиданных труб. А от высокой влажности в Шанхае многие поверхности быстро расслаиваются.
Квартиры не сильно отличаются от наших, но пару отличий заметил
Такие апартаменты с гигантскими потолками можно снять за 23 тыс. руб. в месяц и иметь доступ к фитнесу, торговому центру и метро под той же крышей
Чтобы совсем не страдать зимой, в душ встраивают тепловые лампы. А некоторые двери работают по Bluetooth через приложение. Особенно такое распространено в квартирах, где люди снимают комнаты. Каждый владеет своим помещением, в котором стоят красивые блоки, а не врезанные непонятно как замки.
Проблема одна: даже на кухню не выйти без телефона. Если дверь из-за сквозняка захлопнется, придётся через соседей связываться с арендодателем. Повезёт, если дома в принципе кто-то будет.
Планировки бывают разные. Есть уютные двухэтажные студии в многоэтажках с подземным доступом в метро, правда, с микроскопической кухней. Много квартир западного типа с общей гостиной и парой спален. При высоком уровне урбанизации и ухоженности района, всего за 25 тыс. рублей можно было снять оба варианта.
Зимой в домах невозможно холодно
Карта обогрева квартир в Китае
Центрального отопления на Юге нет. Экономят ресурсы, на мой взгляд, неоправданно. Зимы в Шанхае доходят до -3–0°C, и, если на улице такие температуры переносятся легко, для дома они невыносимы.
Приходится бесконечно кипятить воду и греться кондиционером, который почти не помогает, обогревателями с большим энергопотреблением и электрическими одеялами. Экономить на том, чтобы создать хоть немного человеческие температурные условия, не хотелось совсем.
Утренний душ был в принципе мукой: температура за пределами кабинки невыносимая, а в бойлерах мало кипятка. По этой же причине ванные в квартирах почти не ставят. Даже в воде согреться не получиться.
Камер на улицах и правда так много, как об этом пишут
Они над дорогами, на фасадах зданий, фонарях, парковках и просто стенах. В метро вообще ситуация комичная: вдоль путей с потолка свисает такой плотный забор, что на турникетах, как в Москве, камеры для лиц просто не нужны.
Полиция тоже на каждом шагу, где бы вы ни были. Если что-то произойдёт, она выскочит из самых неожиданных мест и, если посчитает важным, проверит вашу личность по лицу.
И это ещё слабый набор камер для одного угла не самой загруженной улицы
Работает это так. Полицейский делает фотографию в обычных условиях, загружает в базу, в которую уже были добавлены биометрические данные после прилёта. Ждёт несколько минут, а затем спрашивает, ваши ли это паспортные данные. Вероятнее всего, система не ошибётся.
У меня был интересный случай, когда припарковал велосипед в пяти сантиметрах за пределами полагающейся для байков зоны. Впереди резко образовался человек в форме и жесткими движениями начал на неё указывать. Пришлось оттаскивать на это несчастное расстояние, а он стоял и ждал, пока закончу.
Не знаю, хорошо это или плохо. Уверен только, что у нас бы на это внимание никто не обратил.
В Китае чувствовал себя безопасно всегда
Вот за эту линию я не поставил велосипед. По-крайней мере, не оштрафовали
Был уверен, что ночью на прогулке со мной ничего не случится, днём самая большая опасность — машины, а в больших скоплениях людей всё будет спокойно. Даже мимо пьянчуг проходил и не волновался, потому что камеры буквально на каждом углу.
И за эту уверенность приходится платить. Иногда будет нужно беспрекословно выполнять требования тех, кто эти комфортные условия создал.
Взрывной рост китайской экономики за последние 30 лет принёс стране тотальную урбанизацию. А за последние десять мы не с презрением, а любопытством или даже страхом начали спрашивать «это сделано в Китае?».
Будет здорово увидеть, как действительно полезные технологии и решения вроде точного расписания метро в приложении или «безстояночных» велосипедов придут к нам.
Не всё же слежку прокачивать, в конце концов.