«Я не могу в это поверить»: ученые описали странное поведение вирусов

Открытие, связанное с вирусами, сделано в рамках обычного студенческого проекта.
Открытие, связанное с вирусами, сделано в рамках обычного студенческого проекта.Источник: Unsplash.com

Ученые обнаружили вирусы, которые могут цепляться за другие вирусы и внедрять свои гены в клетки-хозяева. Странное взаимодействие удалось увидеть впервые во время лабораторных исследований, пишет New Atlas.

Известно, что вирусы заражают клетки организмов-хозяев, таких как животные, растения и даже бактерии. Но ранее не было известно случаев, когда они физически прикреплялись бы к другим вирусам. Наиболее тесная связь существует между вирусами-помощниками и вирусами-спутниками, где последний нуждается в помощи первого для выживания, уточняет источник.

Открытие сделали в рамках обычного студенческого проекта, в ходе которого бактериофаги — вирусы, поражающие бактерии, — выделяются из образцов окружающей среды и отправляются в лаборатории для секвенирования. В одном образце ожидали обнаружить ДНК вируса под названием MindFlayer, но анализ показал заражение неизвестной ДНК. Повторные эксперименты дали те же результаты.

Чтобы выяснить, что происходит, ученые начали исследовать образцы с помощью просвечивающего электронного микроскопа. К своему удивлению, они обнаружили, что фаг MindFlayer имеет небольшой сателлитный вирус (получивший название MiniFlayer), прикрепленный к его «шейной» части.

Изображение вируса на трансмиссионном электронном микроскопе. Фото: Tagide deCarvalho
Изображение вируса на трансмиссионном электронном микроскопе. Фото: Tagide deCarvalho

Случай оказался далеко не единичный: 80% наблюдаемых фагов, или 40 из 50, имели прикрепленный сателлитный фаг. У других были «усики», указывающие на то, что они были связаны ими в прошлом.

«Когда я это увидел, то подумал: «Я не могу в это поверить», — говорит автор исследования Тагид де Карвальо. — Никто никогда не видел, как бактериофаг — или любой другой вирус — прикрепляется к другому вирусу».

В отличие от всех других известных вирусов, у MiniFlayer отсутствовал ген, который помог ему интегрироваться в ДНК хозяина. Это означает, что ему нужно будет оставаться рядом со своим помощником MindFlayer, чтобы размножаться внутри клетки-хозяина.

Посмотрите на лучшие снимки микромира:

Лучшие снимки макромира

Почему в метро такие длинные перегоны