«Я дала женщинам возможность жить, дышать, чувствовать себя комфортно и выглядеть моложе»

История модельера и основательницы модного дома Chanel Коко Шанель.

В избранное

В избранном

Она создала один из самых знаменитых и могущественных брендов. Её называют родоначальницей моды. Габриэль Бонёр Шанель, известная всему миру как Коко Шанель, с нуля основала целую империю, популярность которой продолжается вот уже второй век.

Став известной, Шанель подкорректировала свою биографию, посчитав, что некоторые моменты её жизни публике знать необязательно. Согласно многим источникам, девочка потеряла мать, когда ей было 12 лет, и вскоре отец сдал её вместе с братьями и сёстрами в приют. Повзрослев, Шанель пробовала себя в роли певицы кабаре, и там она получила своё прозвище «Коко» («цыплёнок») за исполнение одноимённой песни.

Сама Шанель понимала, что её детство сложно назвать гламурным, поэтому предпочитала говорить, что прозвище придумал её отец — ласково называя её «цыплёнком», а историю с кабаре умышленно замалчивала.

Так или иначе, но биографы считают, что именно монахини из приюта научили её шить. Благодаря новому навыку и природному таланту, уже в 18 лет Шанель была приглашена на должность помощницы местного портного. В свободное от основной работы время девушка устроилась петь. Но она не достигла в этом успехов и вскоре решила попытать счастья и развиваться далее в другом городе — в Довиле.

Первые магазины Chanel

Миловидная девушка с хорошей фигурой всегда привлекала много мужчин. Её первый роман скорее был похож на деловой союз. Бывший военный офицер и богатый текстильный наследник Этьен Бальсан, увлёкшись девушкой, вдохновил её на создание шляпок. Это придало Шанель уверенности в своих силах, но не прибавило чувств. И вскоре она оставила поклонника ради его приятеля — ещё более состоятельного английского наследника Артура Кейпела.

Новый возлюбленный был щедр — он подарил Шанель квартиру в Париже и профинансировал первые магазины. По разным данным, в 1909 или 1910 году во французской столице открылся первый шляпный бутик.

Он назывался «Мода Шанель» и достаточно быстро приобрёл солидную репутацию благодаря французским актрисам, которые стали завсегдатаями магазина. Вскоре весь Париж знал о Шанель.

Дела шли настолько хорошо, что в 1913 году Шанель с помощью Кейпела открыла магазин в Довиле. На этот раз основным ассортиментом стали не шляпки, а спортивная одежда для женщин, выполненная из трикотажа, который до этого использовался только для пошива мужского нижнего белья.

Тогда этот вид ткани был маловостребован, поэтому стоил дёшево. При этом с трикотажем было легко работать, он хорошо очерчивал силуэт, драпировался и ложился в простые конструкции, которые придумывала дизайнер.

Коллекция стала революцией в мире моды и изменила отношение женщин к своему гардеробу. Шанель ненавидела корсеты, ей хотелось свободной одежды: «Я дала возможность модным женщинам жить, дышать, чувствовать себя комфортно и выглядеть моложе». Также впервые модельер предложила кофту в полоску (матроску) и брюки для яхтинга.

Стоит ли говорить, что магазин мгновенно стал успешным. Следующей точкой стал морской курорт Биарриц — там в 1915 году Шанель открыла первый дом моды. Следующий бутик получил легендарную прописку — Париж, улица Камбон, 31. В этом здании, напротив гостиницы Ritz, магазин находится до сих пор — он является штаб-квартирой бренда.

С наступлением Первой мировой войны трикотаж стал самым выгодным материалом. Одежда из этой ткани была не только прекрасно декорирована, но и функциональна. Это имело смысл, потому что многие женщины во время войны полностью изменили свой образ жизни, некоторые освоили мужские профессии, и им требовалась совершенно другая одежда.

Шанель разработала целую коллекцию таких вещей, которые были похожи на мужские: фланелевые рубашки, длинные свитера, полосатые футболки и в дополнение — длинные льняные юбки. Большое влияние на проекты дизайнера оказала военная униформа того времени.

Удача, казалось, благоволит француженке, но всё изменилось в один миг. В 1919 году Артур Кейпел разбился в автокатастрофе. Для Шанель это стало ударом, несмотря на то, что к тому моменту он уже был женат на другой (Шанель «не соответствовала» его статусу) и воспитывал дочь, а его супруга на момент аварии была беременна вторым ребёнком, о котором Кейпел так и не успел узнать.

Тем не менее, существует версия, что семейный статус не мешал ему продолжать встречаться с Шанель, и именно к ней он спешил в тот роковой день. Это была страшная потеря. Позже Шанель призналась, что «последующая жизнь не принесла ей счастья».

Кстати, как гласит ещё одна легенда, когда француженка узнала, что Кейпел подыскивает себе жену-аристократку, назло возлюбленному она отрезала волосы, чтобы быть ещё менее похожей на тот образ, который искал её любимый. Но это стало новым трендом: девушки того времени начали по примеру Шанель носить короткие стрижки.

Появление легендарных Chanel №5

Лето 1920 года Шанель проводила уже на Лазурном берегу с новым возлюбленным — князем Дмитрием Павловичем. От него она узнала о парфюмере Эрнесте Бо, который работал для русского королевского дома и жил неподалёку в Грассе — центре парфюмерной индустрии.

Шанель уже давно вынашивала идею о запуске собственного аромата. Будучи дочерью прачки, дизайнер с детства была приучена к идеальной чистоте. Всю жизнь её сопровождала слава патологической страсти к свежим ароматам, чем не всегда могли похвастаться её клиентки. Вот тогда Шанель и решила создать парфюм, который она могла бы использовать в первую очередь в своих домах моды и предлагать постоянным клиентам.

Сотрудничество с парфюмером Бо привело к тому, что спустя несколько месяцев он представил Шанель десять образцов, пронумеровав их от одного до пяти и от 20 до 24. Дизайнер выбрала экземпляр под номером пять.

По легенде, аромат получился в результате лаборантской ошибки — помощник Бо случайно добавил во флакон чуть больше альдегида. Альдегид по своему запаху напоминал мыло, что так понравилось Шанель.

Для своих духов дизайнер разработала лаконичный флакон. Внешним видом он напоминает бутылку виски. Сам аромат Шанель называла «женские духи с запахом женщины». В состав парфюма вошли жасмин, сандал, ваниль, роза и другие менее заметные ингредиенты.

Маркетингом тоже занялась сама Шанель. Чтобы отпраздновать появление новинки, она пригласила Бо и друзей в популярный ресторан на Ривьере. Вокруг стола она распылила парфюм. Каждая проходящая женщина спрашивала, что это за аромат и где можно приобрести такой же. Это был несомненный успех.

Это стало и очередной революцией в мире моды и парфюма. Впервые дом моды выпустил собственный аромат: 1921 год стал годом появления Chanel №5, и до сих пор эти духи являются самыми продаваемыми в мире — флакончик покупается каждые 55 секунд. В 1954 году Мерлин Монро спросили, в чём она ложится в постель. Знаменитая актриса ответила: «Только несколько капель Chanel №5».

Успех вдохновил Шанель на создание собственной линии косметики — в 1924 году были выпущены пудра и помада бренда. А спустя пять лет — продукты по уходу за кожей.

Все эти достижения сделали Шанель иконой стиля во Франции. Помимо моды, она стала популярна и в мире искусства. Её пригласил разрабатывать костюмы для русского балета Сергей Дягилев, который позже стал её хорошим другом. Она создавала наряды для театральных постановок и кинематографа. Среди её друзей были художник Пабло Пикассо и композитор Игорь Стравинский, который на какое-то время стал её любовником.

Неизбежно на неё обратил внимание Голливуд. Личное знакомство с одним из самых успешных кинопродюсеров в истории США Сэмюэлем Голдвином привело к тому, что он сделал ей предложение ценой в миллионы долларов.

В 1931 году Шанель оправилась в США проектировать одежду для самых известных голливудских звёзд — Греты Гарбо, Марлен Дитрих, Глории Свенсон. Но сотрудничество оказалось недолгим — модельер сбежала из Голливуда со словами, что это «столица плохого вкуса и вульгарности».

Забвение и возвращение Шанель

Это время было расцветом бренда — в 1935 году на Шанель работали четыре тысячи человек, она владела пятью бутиками на улице Камбон, в самом сердце моды Парижа. Всё изменила Вторая мировая война. Шанель пришлось уволить почти всех своих сотрудников и закрыть все магазины, кроме легендарного бутика в доме №31, где сохранялась небольшая коллекция парфюма и аксессуаров.

Ей чудом удалось остаться в оккупированной Франции, и она получила разрешение проживать в квартире отеля Ritz. Всё это стало возможным благодаря новому любовнику Шанель — военному офицеру, члену немецкой разведки Гансу Гюнтеру фон Динкладжу, который был моложе её на 13 лет.

Согласно данным некоторых биографов модельера, во время войны Шанель участвовала в секретных операциях и сотрудничала с нацистами.

Она даже неофициально встречалась с Уинстоном Черчиллем. Всё это не могло не сказаться на модельере после освобождения Франции. Шанель была арестована и обвинена в сотрудничестве с немцами. Только благодаря вмешательству Черчилля она оказалась на свободе.

Но официальные обвинения оказались не такими страшными, как общественное мнение, Париж осудил Шанель за связь с немецким разведчиком. От обрушившегося на неё негатива ей пришлось бежать в Швейцарию, где она прожила в добровольном изгнании несколько лет.

Шанель вернулась в Париж в 1954 году, когда ей был 71 год, но это не помешало ей вновь заявить о себе в мире моды, введя пиджаки с пуговицами и юбки-колокольчики. К возвращению её во многом подтолкнуло недовольство тем, что творилось на подиуме.

Особые нарекания вызвало направление Christiаn Dior. По мнению Шанель, «только мужчина мог придумать что-то столь неудобное для женщины». Это было второе рождение стиля Chanel — линия имела колоссальный успех как у голливудских актрис Грейс Келли и Одри Хепбёрн, так и у простых парижанок.

До последних дней Шанель работала и создавала. Она умерла в 1971 году в отеле Ritz. Толпы людей пришли проститься с ней в церковь, на большинстве из них была одежда бренда Chanel. Спустя десятилетие компанию возглавил Карл Лагерфельд, который, по признанию многих, вдохнул в неё новую жизнь. В 2016 году доходы бренда составили $5,2 млрд.

Отличительные знаки Chanel: логотип

В 1925 году, спустя 15 лет после открытия первого магазина, Шанель придумала легендарный логотип. Сейчас он является одним из самых узнаваемых знаков во всём мире.

Существует несколько версий его появления. Первой, кто стал использовать «двойную С» была королева Франции Клавдия (Claude). Знак был вырезан в жилище высокой особы. Далее символ использовала невестка королевы — Катерина Медичи.

По другой версии знак «двойная С» Шанель заметила на витраже в замке в Ницце, которым владела приятельница модельера Ирена Бретц.

Самая романтичная версия происхождения символа — это то, что Шанель навсегда соединила первые буквы своей фамилии и фамилии единственного мужчины, которого по-настоящему любила — Артура Кейпела. Находятся и те, кто считает, что логотип не более, чем инициалы дизайнера — Коко Шанель (Coco Chanel).

Костюм из твида

Ещё одни романтические отношения привели Шанель к открытию твидовых женских костюмов. В 1923 году у модельера завязался роман с богатым герцогом Вестминстерским, связь переросла в серьёзное предложение о браке. По легенде, Шанель ответила: «Было несколько герцогинь Вестминстерских, но есть только одна Шанель».

Однако именно герцог вдохновил её на создание костюмов из твида. Дизайнер всегда восхищалась его твидовым пиджаком для верховой езды. Он был удобен, практичен и великолепно сидел. Для начала она заказала такой жакет для себя.

Позже Шанель обратилась к шотландским фабрикам, производившим твид, и выпустила линию женских костюмов.

Характерным атрибутом стала шёлковая внутренняя отделка, золотая цепочка и пуговицы с логотипом бренда на спине. Новинка имела колоссальный успех. Вслед за Шанель и другие кутюрье обратились к этому виду ткани.

После возвращения из Швейцарии Шанель вернулась к идее твидовых костюмов и доработала их. Так они получили своё второе рождение.

Маленькое чёрное платье

В 1926 году весь мир познакомился с маленьким чёрным платьем. До этого момента чёрный цвет был символом траура и ассоциировался только с горем. Шанель удалось радикально изменить это отношение. Платье представляло собой весьма простой силуэт с небольшим вырезом, длинными рукавами и длиной чуть ниже колена.

Единственной яркой деталью платья стала длинная жемчужная нить, надетая поверх. Элегантная модель была парадоксальной — она шла абсолютно всем женщинам. Журнал Vogue, впервые опубликовавший эскиз легендарного платья, назвал его Chanel«s Ford — так же, как автомобиль Генри Форда того времени, эта вещь гардероба была доступна абсолютно каждому.

Кроме того, его назвали «платье, которое будет носить весь мир». Действительно, эта вещь появилась в гардеробе практически каждой женщины и стала своего рода униформой для вечернего выхода.

Сумка 2.55

Самая известная сумка Chanel 2.55 была создана в феврале 1955 года, что и было увековечено в названии аксессуара. Однако ещё в 1929 году Шанель произвела революцию, выпустив сумку на ремне. До этого считалось, что дамам из высшего класса непозволительно носить сумку на плече — только в руках.

Дизайнер заметила, что её руки были всё время заняты, и добавила к сумке тонкие ремешки, позаимствованные от солдатских рюкзаков. Шанель всегда боролась за простоту и удобство, поэтому стала так выходить в свет. Ей потребовалось 26 лет, чтобы создать модель сумки, о которой будет мечтать каждая женщина.

Все детали сумки 2.55 имели свой смысл — либо как дань памяти, либо потому что они имели конкретное применение. Например, цвет — бордовый, напоминал Шанель униформу из монастыря, где она воспитывалась. Внутренний карман на молнии модельер использовала для хранения любовных писем. Внешний карман предназначался для денег.

Длинные ремни были позаимствованы от той первой сумки, которую Шанель отважилась надеть на плечо. А вот цепочка, как гласит легенда, появилась потому, что модельеру просто не хватило материала. Замок дизайнер также разработала сама, и он получил название «замок мадемуазель», намекая на незамужний статус самой Шанель.

Двухцветные туфли Chanel

В 1957 году Шанель разработала новый стиль обуви — «двухцветные» балетки. Пресса мгновенно окрестила их «новыми башмачками Золушки», сама модельер назвала их «вершиной элегантности». Секретом дизайна стала удачная находка — бежевая лодочка и чёрный носок. За счёт такой расцветки женская ступня визуально укорачивалась, а нога — удлинялась.

Кроме того, туфли были универсальны — они подходили к любой цветовой гамме в одежде и сочетались как с повседневными вещами, так и вечерними нарядами. Они были стильными, демонстрировали индивидуальность, но главное — они были удобными, женщина могла проходить в них целый день.

Стоит ли говорить, что первыми обладательницами туфель стали Катрин Денёв, Роми Шнайдер, Бриджит Бардо, Джейн Фонда и многие другие яркие представительницы мирового кинематографа. До сих пор современные версии этой обуви, доработанные Лагерфельдом, являются самыми популярными у бренда.

#какэтобыло

©  vc.ru