“Я буду очень рад снова посетить Россию”: интервью с главой Microsoft Research Outreach
В Санкт-Петербурге недавно завершилась Летняя Школа Microsoft «Машинное обучение и интеллект». Именно там на наши вопросы согласился ответить доктор П. Анандан – глава исследовательского подразделения корпорации Microsoft Research Outreach. Поскольку дело было в России, интереснее всего было узнать мнение доктора Анандана о наших исследованиях в сфере роботехники и о российском техническом образовании. Также речь зашла о том, что же такое компьютерное зрение, и может ли дальнейшее развитие роботехники привести к восстанию машин.
Доктор Анандан – культовая фигура в мире кибернетики и, дополненной реальности. Фактически, он стоял у истоков создания ключевых кибернетических технологий, которые наверняка будут определять жизнь человечества в XXI веке. В Санкт-Петербурге доктор Анандан выступил перед молодыми российскими учеными и программистами, занимающимися прикладными разработками в области искусственного интеллекта.
Доктор Анандан, пожалуйста, расскажите нам, что же такое Летняя Школа Micrisoft «Машинное обучение и интеллект» и какое место она занимает в структуре публичных научно-образовательных мероприятий корпорации?
Летняя Школа Microsoft – это научно-образовательная конференция, общественная инициатива нашей компании, направленная на обучение перспективных инженеров и программистов различных стран основам работы с искусственным интеллектом, разделение с ними знаний, накопленных Microsoft в ходе проводимых исследований и экспериментов. Летняя школа – традиционное ежегодное мероприятие, проводимое во многих странах и регионах мира. Так, например, в Италии мероприятие организуется силами местных энтузиастов. Характерные особенности имеют и другие Летние Школы, что придает каждой из них свой собственный неповторимый стиль.
Это ваш первый визит в Россию или вы уже ранее бывали в нашей стране?
Да, это мой первый визит. Честно говоря, я всегда мечтал посетить Россию. Санкт-Петербург произвел на меня, как, наверное, и на любого иностранца, поистине незабываемое впечатление. Несмотря на то, что график пребывания в России у меня чрезвычайно насыщен, я обязательно постараюсь выкроить время, чтобы поближе познакомиться со всеми красотами этого великого города. Конечно, я понимаю, что Санкт-Петербург – это еще не вся страна, но тем больше поводов у меня будет для того, чтобы сюда вернуться. Пожалуй, в следующий раз нужно будет запланировать командировку во Владивосток (улыбается).
Какое впечатление произвели на вас российские исследователи, работающие в сфере робототехники и программирования?
Россия во все времена славилась своей сильнейшей математической школой. С развитием кибернетики русские инженеры наглядно продемонстрировали свои таланты в области программирования. Среди лучших в мире программистов, аналитиков и математиков, с которыми мне довелось познакомиться в ходе моей работы, многие были русскими. Эти достижения ваших соотечественников определил высокий уровень и традиции российского высшего образования. Я всегда считал, что в области теоретической подготовки специалистов технического профиля русские вузы являются одними из сильнейших на планете.
Чрезвычайно приятно слышать столь высокую оценку от столь именитого специалиста, но увы, за два последних десятилетия уровень российского образования неуклонно снижался. Отдельные успехи российских программистов, к сожалению, не могут преломить имеющуюся тенденцию.
Вы знаете, проблема, которую вы описали, не нова. Ей насчитывается по крайней мере несколько тысяч лет. Практически каждое предыдущее поколение ученых, мыслителей и изобретателей считает, что те, кто пришел им на смену, не дотягивают до их уровня. Это вполне нормально. Не стоит волноваться на этот счет. Прогресс невозможно повернуть вспять, поэтому наука и технологии продолжат свое развитие, а руководить этим процессом будет уже ваше поколение. Поверьте, за всю свою жизнь я общался со многими студентами из самых разных стран, изучающими физику, математику и программирование и другие точные науки, и русские студенты в моем личном рейтинге всегда были одними из лучших в данных областях. Так что я бы не стал столь строго относиться к российской высшей школе.
Как вы считаете, для того, чтобы русские студенты могли прогрессировать, им обязательно переезжать на работу или учебу в ведущие западные вузы, такие как Массачусетский технологический институт или университет Беркли в Калифорнии, обладающие лучшей в мире научно-технической базой? Или же прогресс и самосовершенствование возможны и в России?
Россия – огромная страна с развитой экономикой и серьезными научными традициями. С моей точки зрения, у России есть все предпосылки, чтобы развивать кибернетические технологии самостоятельно, но, разумеется, оглядываясь на передовые мировые разработки и обмениваясь опытом с зарубежными исследователями. Я родился в Индии, и хорошо помню те времена, когда Советский Союз помогал моей исторической Родине создавать научно-инженерный корпус отечественных специалистов. Индийские студенты учились в советских вузах, где получали великолепное образование, а потом возвращались и становились в авангарде развития национальной экономики, которая за последние 30 лет смогла стать одной из сильнейших в мире.
Сегодня образование интернационально по своей сути. Сильнейшие специалисты и ученые работают в университетах США, Индии, Китая, России, Великобритании и других стран. Они регулярно обмениваются друг с другом опытом, проходят зарубежные стажировки и читают лекции в иностранных университетах. Поэтому у студента российского вуза, активно занимающегося научной деятельностью, участвующего в международных профессиональных мероприятиях, есть все шансы получить не меньше фундаментальных знаний, чем у студента, например, Кембриджа.
Не могли бы вы немного рассказать о вашем детстве и юности? Долог ли и тернист был ваш путь в науку?
Я вырос в Индии, в обычной семье, где получил традиционное для нашей страны воспитание. Мои родители придавали большое значение высшему образованию для своих детей, а потому много работали для того, чтобы я мог учиться. Впрочем, я тоже старался их не разочаровывать. По окончании школы я сумел выдержать вступительные экзамены в Национальный технологический институт, который открыл для меня двери в мир высоких технологий. Здесь же я усвоил простую истину: для того, чтобы стать по-настоящему успешным человеком, получение высшего образования является ключевым элементом.
Знаете ли вы, сколько людей, имеющих высшее образование, в настоящее время работает в Индии?
Ох… Когда-то я знал точную цифру, но с тех пор, как переехал в США и перестал держать «руку на пульсе» индийской жизни, мои знания, боюсь, немного устарели. Но могу сказать однозначно: обладателей дипломов о высшем образовании в Индии много. Очень много. После школы учебу в вузах продолжают порядка 20% индийских ребят. А по количеству обладателей ученых степеней моя историческая Родина вообще находится на одном из первых мест в мире. Впрочем, это не столь уж удивительно, учитывая то, что население Индии достигло полутора миллиардов человек. Однако, если оценивать количество образованных индийцев по отношению к общей численности населения страны, эта цифра, увы, не будет столь же впечатляющей.
Индийские инвестиции в образование дают свои плоды. Индийские программисты – это своеобразный бренд, хорошо известный во всем мире…
Как и российские, впрочем.
Увы, русские гангстеры в стереотипном восприятии наших соотечественников за рубежом, постоянно вырываются вперед, поэтому русские программисты по большей части перебиваются на вторых ролях.
Позвольте мне выступить в защиту российских программистов (улыбается), регулярно выигрывающих призовые места на всевозможных интернациональных состязаниях.
Что ж, еще раз спасибо за такую высокую оценку наших соотечественников! А теперь позвольте задать вам несколько вопросов про так называемое компьютерное зрение. Где и для чего оно используется, и чем подобный анализ отличается от анализа статичной картинки?
Если говорить упрощенно, компьютерное зрение – это технология, позволяющая при помощи специальных устройств анализировать то, что происходит в окружающем нас мире, будь то скорость и траектория движения автомобиля, игра профессионального теннисиста или же работа человеческого организма. Простейшие примеры практического применения компьютерного зрения – это работа автопилотов в авиалайнерах, которые способны комплексно анализировать окружающую обстановки и принимать решение на основе этих данных, или же специальные программы анализа изображений в смартфонах, способные распознавать лица людей и различные объекты, запечатленные на фото и видео. Последние перспективные разработки в этом направлении – автомобильный автопилот и система комплексной медицинской диагностики.
Основное же отличие компьютерного анализа от анализа статичной картинки – возможность анализировать объект на основе его движения. Как вы понимаете, подобная информация позволяет получить гораздо более обширные данные.
И, наконец, вопрос, который, пожалуй, волнует наших читателей больше всего. Компьютерное зрение – органичная составляющая так называемой дополненной реальности. В свою очередь, дополненная реальность – ключевой фактор развития кибернетических технологий и робототехники. Скажите, существует ли опасность того, что однажды киборги выйдут из-под контроля и решат устроить нечто вроде восстания против человечества, наподобие тех, что описаны в фантастических романах?
Конечно, людская боязнь перед развитием технологий так или иначе присутствовала на всем протяжении развития человеческой цивилизации. Первые паровые машины или ткацкие станки 200-300 лет назад тоже вызывали у людей страх и даже ненависть (чего стоило одно лишь движение луддитов!). Человечество всегда боялось того, чего не понимало и было не в состоянии объяснить. С другой стороны, умение машин быстрее и качественнее, чем человек, выполнять свою работу, рождало опасение о том, что более совершенные искусственные организмы в конце концов могут взбунтоваться и поработить своих хозяев – «недоразвитых органиков». Эти страхи вполне естественны. Однако следует понимать, что проблемы машин как таковой не существует. Правильнее будет говорить о проблеме, с какой целью человек или группы людей собираются использовать достижения человеческого прогресса. Машины не могут нравиться или не нравиться: это не объект эмоций. Мы используем их для добрых или недобрых дел, так что проблема машин — такая же человеческая проблема, как и все прочее. Однако прогресс цивилизации остановить невозможно. Ибо слишком очевидны его выгоды.
Скажите, любите ли вы читать фантастические произведения?
Очень люблю. Как только выдается свободная минутка, с удовольствием посвящаю ее литературе, фантастической в том числе. Своей любимой книгой в этом жанре я бы назвал, пожалуй «Обделенные: Двуликая Утопия» Урсулы Ле Гуин, но это скорее социальная фантастика, нежели киберпанк, несмотря на то, что действие в романе происходит на других планетах в далеком будущем. Из других авторов я очень люблю произведения Айзека Азимова – духовного отца кибернетики и робототехники.
А любите ли вы играть в компьютерные игры?
В компьютерные игры? В целом играть в них я люблю, но делаю это крайне редко из опасения попасть в зависимость. Мне хватило моего опыта мобильного гейминга с Angry Birds, которые одно время поглощали все мое свободное время. Так что теперь к рассмотрению вопроса видеоигр в практическом аспекте я подхожу крайне осторожно.
Доктор Анадан, огромное Вам спасибо за интервью, в любое время ждем вас в России, и будем очень рады вновь с вами пообщаться!
С огромным удовольствием! Опыт Летней Школы Microsoft в России, которая стала уже шестой в моем послужном списке, оказался очень позитивным и превзошел самые смелые ожидания, поэтому я буду очень рад снова посетить вашу страну, если в будущем мне представится подобная возможность.
Автор текста: Darth_Elven
Источник: 4pda.ru
© 4PDA