Почему ИТ-менеджеры должны обратить внимание на нехватку профессиональных знаний и опыта в своих компаниях?

ИТ-отделы в разных компаниях и различных отраслях страдают от нехватки знаний и умений. Подавляющее большинство (93 %) американских ИТ- и бизнес-руководителей, опрошенных недавно компанией CompTIA, заявили о том, что существует огромный разрыв между теми умениями, которыми обладают их ИТ-сотрудники, и тем, в чем компании испытывают сейчас насущную потребность.

Проблема нехватки ИТ-знаний не нова, она муссируется уже более десяти лет. А вот что действительно заслуживает внимания, так это то, какое негативное влияние на компании оказывает количественная нехватка профессиональных ИТ-знаний и умений, и то, что ИТ-организации относятся к этому вопросу не совсем адекватно.

Опрос CompTIA выявил, что дефицит квалифицированных знаний в ИТ-отделах сдерживает производительность, ухудшает качество обслуживания заказчиков, препятствует разработке новой продукции и выводу ее на рынок, что, в свою очередь, негативно влияет на доходность и делает компании более уязвимыми в отношении угроз системам безопасности.

Но несмотря на очевидные сложности, возникающие в результате нехватки профессиональных компетенций, ИТ-отделы почти ничего не делают для разрешения этой проблемы. По данным CompTIA, только в 15% организаций дефицитом профессиональных знаний и умений занимаются на официальном уровне. Более половины опрошенных (56%) вообще не проводят никаких действий по выявлению нехватки компетенций среди своих ИТ-сотрудников, а 29% делают это от случая к случаю.

Даже эксперты CompTIA считают довольно странным, что в большинстве организаций, несмотря на очевидный дефицит профессиональных навыков и негативное влияние этого дефицита на другие сферы бизнеса, отсутствуют способы или методы определения подобной нехватки знания и опыта.

По словам 57% респондентов, наиболее распространенным способом разрешения этой проблемы является обучение уже работающих в компании сотрудников по тем вопросам и областям, где у них явно есть какие-то пробелы. Как отметили 50% опрошенных, чаще всего в этих целях используется онлайн-самообразование.

Что примечательно, по словам 39% опрошенных ИТ- и бизнес-менеджеров, обучение особой пользы не приносит, потому что после него производительность труда не сильно меняется в лучшую сторону. Скорее всего, полагают эксперты, обучение, которое они предлагают, не очень-то эффективно. К тому же лишь немногие являются фанатиками самообучения в режиме онлайн – большинство людей такой метод обучения просто усыпляет, и о практической пользе тут речи вообще не идет, потому что этот метод ответов на какие-то конкретные вопросы не дает.

Специалисты не рекомендуют ИТ-руководству перекладывать обучение целиком на плечи своих сотрудников, особенно сейчас, когда нехватка профессиональных знаний настолько велика. Исследование CompTIA наглядно показало, что ИТ-менеджерам и директорам следует больше внимания уделять тем профессиональным знаниям и умениям, которые отсутствуют в их организации. Для этого необходимо ввести политику определения дефицита профессиональных компетенций, определить методы обучения, способные разрешить эту проблему, и помнить, что не все айтишники обучаются одинаково.

Конечно, разработка индивидуальных программ обучения для ИТ-персонала требует времени, усилий и денежных вливаний – то, чего остро не хватает в большинстве ИТ-отделов. Но если менеджеры не могут найти времени и предпринять никаких усилий, чтобы инвестировать средства в своих сотрудников, где они, в конце концов, окажутся сами?

©  @Astera