Теряет ли образование в отдаче?
Высшая школа экономики представила результаты исследования, оценивающего выгоды высшего образования. Согласно полученным результатам, в 90-х и начале 2000-х уровень экономической отдачи от высшего образования был довольно высоким.
Так, в 1990 году один год обучения в вузе означал прибавку к зарплате в 4,2%, в 1998 - 7%, в 2004 - 8%. Но с 2000 года в России развивается бизнес "псевдообразования", в связи с чем экономическая отдача от высшего образования в 2009 году сократилась до 7%. Исследователи предположили, что тенденция снижения экономической отдачи от высшего образования в ближайшие годы сохранится.
Привлеченные к исследованию проблемы эксперты дали свои оценки сложившейся ситуации.
Проректор, кандидат ФМН, профессор ВШЭ Григорий Канторович заявил, что в настоящее время нет оснований для того, чтобы говорить о снижении экономической привлекательности высшего образования. "Приведенные результаты исследования представляются связанными с влиянием двух основных факторов. Это некоторая объяснимая смещенность выборки, в которую не были включены представители как наиболее высокодоходных, так и наиболее низкодоходных слоев населения из числа людей, имеющих и не имеющих высшее образование, а также значительное увеличение массовости высшего образования в 2009 году по сравнению с 90-ми годами. Сегодня доля людей с высшим образованием от общей численности взрослого населения, занятого в экономике, в несколько раз превышает показатель 90-х годов, в связи с чем значительно возросла и дифференциация заработной платы людей с высшим образованием, что способствует кажущемуся снижению разницы между средними зарплатами людей с высшим образованием и без. Как будет развиваться отмеченная тенденция в дальнейшем, сложно прогнозировать".
"Говоря о ценности высшего образования, в частности, его экономической отдаче, необходимо принимать во внимание тот факт, что образование образованию рознь, - уверен Дмитрий Леви, к.п.н., доцент СПбГУ (факультет Международных отношений). - То, что в российском высшем образовании происходит расслоение уровней, известно уже давно. По отношению к факторам экономического характера более надежной гарантией качества образования является репутация вуза, ценность и признание его диплома, как в России, так и среди международного сообщества".
По мнению г-на Леви, утверждения о снижении экономической отдачи от высшего образования в России не соответствуют действительности. В то же время не наблюдается и обратного процесса - в России сегодня очень трудно развивать любой бизнес, идеи утекают из страны, несмотря на заявления власти о наличии всех условий для их реализации.