8 шнекороторных вездеходов: самая редкая машина15.09.2016 13:37
Шнекороторный вездеход (шнекоход) — это очень своеобразная машина. Она не может ехать по твёрдой поверхности, зато может — по любому болоту, слякоти, каше, воде, снегу, нет такой структуры, по которой не продерутся шнеки. Итак, 8 современных и не очень шнекоходов!
Residue Solutions (Австралия). В 2002 году компания Residue Solutions представила свой первый шнекоход MudMaster и с тех пор стала лидирующим производителем подобных машин. MudMaster предназначен для обслуживания станций ирригации и иловых полей, а также для работы в условиях болот, мангровых лесов, береговых линий и так далее.
Snowbird 6 (Великобритания). Модифицируемый шнекоход-трансформер, построенный в 2001 году специально для экспедиции Ice Challenger. На нём британцы преодолели Берингов пролив, проехав из Нома (Аляска) до Провидения (Чукотка).
ЗИЛ-2906 (СССР) — шнекороторный снегоболотоход, разработанный специально для поиска космонавтов в труднодоступных районах. Входит в поисково-спасательный комплекс «Синяя птица». Строились такие машины с 1979 по 1991 год, всего сделано 20 экземпляров. На снимке, к слову, доработанный вариант ЗИЛ-29061.
ЗИЛ-4904 (СССР) — самый большой шнекоход в мире, построен в 1972 году в нескольких экземплярах (до наших дней дошёл один). Он остался опытным образцом и нигде толком не применялся, поскольку для спасательных операций был слишком громоздким, а других сфер использования 4904-му так и не придумали.
Fordson Snow Devil (США). Единственный серийный американский шнекоход, строился в 1920-х годах компанией Armstead Snow Motor на базе тракторов Fordson. До наших дней дошло как минимум три экземпляра (два из них находятся в частных руках).
ШН-67 «Шнек» (СССР, 1967). Первый шнекоход разработки ЗИЛ (как и его наследник, опытный ШН-68). Эти два шнекохода дали начало мощному аппарату ЗИЛ-4904.
ГПИ-16 (СССР), мотонарты лаборатории снегоходных машин Горьковского политехнического института. Таких странных снегоходов было спроектировано и выпущено довольно много (каждой модели — по экземпляру), но широкого распространения они не получили).
DAF Amphirol (Нидерланды). Голландский опыт 1966 года. На деле это частная разработка инженера Йозефа де Баккера, который просто поставил на свой шнекоход двигатель DAF.
Residue Solutions (Австралия). В 2002 году компания Residue Solutions представила свой первый шнекоход MudMaster и с тех пор стала лидирующим производителем подобных машин. MudMaster предназначен для обслуживания станций ирригации и иловых полей, а также для работы в условиях болот, мангровых лесов, береговых линий и так далее.
Snowbird 6 (Великобритания). Модифицируемый шнекоход-трансформер, построенный в 2001 году специально для экспедиции Ice Challenger. На нём британцы преодолели Берингов пролив, проехав из Нома (Аляска) до Провидения (Чукотка).
ЗИЛ-2906 (СССР) — шнекороторный снегоболотоход, разработанный специально для поиска космонавтов в труднодоступных районах. Входит в поисково-спасательный комплекс «Синяя птица». Строились такие машины с 1979 по 1991 год, всего сделано 20 экземпляров. На снимке, к слову, доработанный вариант ЗИЛ-29061.
ЗИЛ-4904 (СССР) — самый большой шнекоход в мире, построен в 1972 году в нескольких экземплярах (до наших дней дошёл один). Он остался опытным образцом и нигде толком не применялся, поскольку для спасательных операций был слишком громоздким, а других сфер использования 4904-му так и не придумали.
Fordson Snow Devil (США). Единственный серийный американский шнекоход, строился в 1920-х годах компанией Armstead Snow Motor на базе тракторов Fordson. До наших дней дошло как минимум три экземпляра (два из них находятся в частных руках).
ШН-67 «Шнек» (СССР, 1967). Первый шнекоход разработки ЗИЛ (как и его наследник, опытный ШН-68). Эти два шнекохода дали начало мощному аппарату ЗИЛ-4904.
ГПИ-16 (СССР), мотонарты лаборатории снегоходных машин Горьковского политехнического института. Таких странных снегоходов было спроектировано и выпущено довольно много (каждой модели — по экземпляру), но широкого распространения они не получили).
DAF Amphirol (Нидерланды). Голландский опыт 1966 года. На деле это частная разработка инженера Йозефа де Баккера, который просто поставил на свой шнекоход двигатель DAF.
Принцип движения шнекороторного вездехода прост. Машина оборудована двумя или более соосными с направлением движения роторами — винтами Архимеда. При вращении они отталкиваются от кашеобразной или жидкой субстанции, по которой движется вездеход, и продвигают его вперед.
Шнекоходу не страшно ничего. Там, где вязнет болотоход «Трэкол» с огромными бескамерными шинами, где из-за неровностей рельефа не может пройти судно на воздушной подушке, шнекоход будет медленно, но верно продираться вперед. Для спасательных операций в условиях, например, северных болот, он может стать незаменимым помощником. Кроме того, полые роторы-шнеки могут служить поплавками, превращая вездеход в амфибию. Читать далее
Основной недостаток — это полная неспособность шнекохода передвигаться по хотя бы чуть-чуть твердой поверхности. Как только шнек «чувствует» землю, машину начинает сносить в сторону и трясти. Второй минус — крайне низкая скорость движения при высоких энергетических затратах. Именно невозможность существования шнекохода в качестве самостоятельной транспортной единицы и не позволило подобным вездеходам получить должное распространение. В том крайне узком сегменте, где без них не обойтись, делают просто: привозят шнекоход в кузове другой машины и спускают его на воду или грязь.
©
Популярная Механика