Инвесторам: Рост белорусского бензина необратим
Многие жители Беларуси поставили своих железных коней в гаражи, а некоторые отказались от приобретения личного автотранспорта в связи со стремительным ростом стоимости горючего. Вторая волна кризиса уже посетила республику, заставив потуже затянуть пояса населению. Комплекс ограничений, которые введены по распоряжению президента страны Александра Лукашенко, принес временное облегчение. 80-процентное подорожание бензина уже есть за прошедший год. Год текущий принес еще одно – это 5% повышение стоимости всех видов горючего государственным предприятием «Белнефтехим». И опять объяснили это факт выравниванием цен по Таможенному союзу, как оговаривалось декабрьское подорожание на 10%. Тем более, что мировое повышение котировок на нефть с декабря по март было на уровне 17%, что не могло пройти бесследно для республики.
Но на этом «радостные» вести для автолюбителей Беларуси не заканчиваются. Рост стоимости всех видов горючего будет продолжаться. Прежде всего, потому как это требование партнеров по Таможенному союзу. Не стоит забывать и о мировом росте цен на нефтепродукты и сырою нефть, которые повлекут за собой региональное повышение. Поставки топлива на белорусский рынок по существующим тарифам для государственных НПЗ являются убыточными, пишет журнал «Бизнес лидер».
Повышение цен на горючее обязательно влечет за собой рост стоимости практически всех товаров и услуг. Хотя некоторые товары не зависят от горючего, а от валютного курса, и повышать цены на них пока не имеет смысла.
Но в недалеком будущем белорусских граждан ожидает одно – это уравнивание внутренних цен с российскими из-за единого таможенного пространства, уверен директор ООО «ФБ Трэйдинг» Дмитрий Липницкий. Комплекс мер, сдерживающих рост стоимости на бензин, дает лишь временное облегчение. Здесь необходимы более существенные действия, в частности, повышения уровня благосостояния населения. Только делать это нужно за счет экономического роста республики, а не в дополнительном выпуске денежных банкнот. Некоторые поставщики импортных товаров указывают на то, что увеличение доли частной собственности в Беларуси могло бы помочь в восстановлении экономики. Правда, мнение руководства страны еще неизвестно по этому поводу.
А пока те белорусские автовладельцы, у которых зарплаты не вернулись на докризисный уровень, вынуждены жить в режиме жесткой экономии и мечтать о том дне, когда они снова смогут проехать на своей машине.