7 видов пищи будущего

Население Земли неуклонно растет, а это значит, что вопрос о том, как прокормить всех людей, скоро может стать одной из главных проблем столетия. Сегодня мы расскажем вам о самых перспективных разработках в области пищевой промышленности, которые помогут человечеству избежать массового голода.

Человек, рожденный в 2016 году, привык считать самой обыкновенной пищей такие вещи, о которых его предки не могли и помыслить. Предложите острые Doritos и оранжевую Fanta средневековому обывателю — и гореть вам на костре за занятие черной магией. Впрочем, пища будущего для нас с вами тоже может показаться чем-то странным и несъедобным.

Современные научные исследования не только регулярно предоставляют нам более удобные и дешевые продукты питания и способы их хранения, но также дают надежду на сохранение и развитие стабильности пищевого рынка. Мясная промышленность, к примеру, играет огромную роль в экологических проблемах планеты: порядка 10% от всех парниковых газов в крупных странах вырабатывает именно сектор сельского хозяйства. Кроме того, население Земли неуклонно растет, и проблема массового голода все чаще всплывает в качестве почвы для научных дебатов. Прокормить 9 миллиардов человек, которые при благоприятном раскладе будут населять нашу планету в 2050 году, будет ой как не просто!

Вот некоторые из списка продуктов будущего, которые помогут человечеству отсрочить голодную смерть и переход на здоровый социальный каннибализм:

Насекомые

Одним из будущих продуктов питания, к которому придется привыкать цивилизованным европейцам, могут стать насекомые: сверчки, кузнечики и даже мучные черви. Сейчас уже продаются макаронные изделия, изготовленные из муки с добавлением измельченных насекомых, что значительно повышает их пищевую ценность. 100-граммовая порция сверчков содержит 13 грамм белка, а аналогичная порция кузнечиков — 21. Ученые также изучают особенности применения в пищевой промышленности мучных червей как дешевого источника пищевых жиров.

Дискуссия также затрагивает вопрос о том, что насекомые, как и обычный домашний скот, могут зависеть от диеты. К примеру, вырастить достаточно крупных сверчков удалось лишь при обильном рационе, а вот черные львинки растут одинаково, невзирая на характер питания, так что их разведение и культивация в разы выгоднее. Основной проблемой остаются вкусовые качества насекомых и их эстетика — многие люди просто не могут заставить себя попробовать макароны из измельченных жуков.

Мясо, выращенное лабораторным путем

Ученые таких компаний, как Memphis Meat и Mosa Meat хотят решить проблему с разведением крупного рогатого скота с помощью стволовых клеток, на базе которых они надеются выращивать самое настоящее синтетическое мясо. Исследование от 2011 года, опубликованное в журнале Environmental Science and Technology, рассказывает о том, что выращивание мяса в лабораториях потребует на 7−45% меньше энергозатрат, на 99% сократит эксплуатацию земельных ресурсов и снизит выработку парниковых газов на 78−96%. Стоит ли говорить, что это не только невероятно выгодно, но еще и гуманно по отношению к животным?

Впрочем, ученый Марк Пост объясняет, что массовый выпуск синтетического мяса на рынок будет возможен лишь спустя 10−20 лет. Его компания собирается продавать пробные образцы уже через пару лет, однако, как сообщают первые дегустаторы, пирожок с мясом за $300 000 хоть и съедобен, но совершенно лишен каких-либо выдающихся вкусовых качеств. Стоит отметить, что с подобной проблемой сталкиваются все производители синтетических пищевых изделий, однако рано или поздно они, стараниями ученых и профессиональных кулинаров, все же становятся полноценными продуктами питания.

Рыбные фермы

Для многих современных людей убийство млекопитающих даже с целью добычи пищи является неприемлемым, а потому они вынуждены искать другой источник природных белков: рыбу. В отличие от пастбищ крупного рогатого скота, рыбные фермы не занимают обширные плодородные земли, при этом, в сравнении с коровами, самим рыбам требуется лишь небольшая часть корма для того, чтобы произвести эквивалентное количество белка.

В настоящее время перелов становится все более значимой проблемой, однако исследователи утверждают, что ограничение на вылов определенных видов рыбы позволит морским жителям быстро восстановить численность. По их мнению, коммерческое будущее рыболовных компаний заключается не в ловле, а в разведении рыбы в питомниках. Еще в 2011 году сельское хозяйство достигло исторической вехи, когда впервые в истории люди вырастили рыбы больше, чем говядины — и с тех пор индустрия лишь наращивает темпы.

Рыбозаменители

Раз уж речь зашла о рыбе, так почему бы не выращивать ее в лабораториях так же, как и мясо? Исследователи из NASA уже разработали полноценное рыбное филе с помощью внедрения мышечной ткани золотых рыбок в эмбриональную телячью сыворотку. Другая компания, New Wave Foods, работает над тем, чтобы синтезировать креветок из красных водорослей.

Как уже было отмечено, в настоящее время сложно сказать, как именно подобные методы повлияют на использование природных ресурсов. Как бы то ни было, пока прогнозы самые оптимистические: Орон Каттс, директор биотехнологического центра SymbioticA при Университете Западной Австралии уверен, что подобные методы уже в ближайшем будущем произведут настоящую пищевую революцию.

Водоросли

Микроскопические водоросли, как и другие растения, поглощают углекислый газ из атмосферы. Исследование от 2013 года показало, что эти зеленые крошки производят впечатляющее количество белков, жиров и углеводов, что делает их хорошим источником питательных веществ. Новые работы также говорят о том, что некоторые виды водорослей содержат много омега-3 жирных кислот, а также другие жирные кислоты, которые положительно влияют на работу сердечно-сосудистого аппарата.

К сожалению, пробные испытания микроскопических водорослей в качестве продуктов питания прошли не очень гладко. Компания Soylent уже выпускала на рынок продукты, содержащие измельченную муку, но товар пришлось отозвать, поскольку он вызвал серьезные проблемы с пищеварением у ряда покупателей. Впрочем, компания-поставщик TerraVia отрицает свою вину и настаивает на том, чтобы водоросли снова появились на прилавках.

ГМО-продукты

Генетические модификации пищевых культуры, например кукуруза, соя, рапс, сахарная свекла, картофель и другие, в основном служат двум целям: повышению урожайности и увеличению сопротивляемости культур к болезням и паразитам. Но стоит ли на этом останавливаться? Изменения гена CRISPR / Cas-9 позволяют ученым редактировать геном с невероятной точностью: ученые используют его для выведения яблок, которые не темнеют со временем, гладкого картофеля и вирус-резистнетных свиней. У многих аббревиатура ГМО все еще вызывает суеверный ужас, однако стоит признать, что подобные продукты уже давно стали частью нашей повседневной жизни.

Еда из 3D-принтера

Подобный метод производства пищи позволяет значительно сэкономить время на ее приготовление, а также сделать любую пищу доступной для пожилых людей, которым трудно пережевывать и проглатывать обычные блюда. Даже инвесторы NASA настаивают на том, чтобы космонавты в будущем обходились не питательной пастой, а полноценным рационом, который можно будет «готовить» с помощью трехмерной печати во время дальних перелетов. Важно и то, что распечатанная еда всегда будет горячей и свежей.

Быть может, мы все дружно перейдем на фотосинтез?

Производство пищи — это огромная индустрия, которая нуждается в непрерывном обслуживании огромным количеством людей и роботов. Морской слизень Elysia chlorotica уже научился воровать ДНК водорослей, чтобы осуществлять фотосинтез, так почему не можем и мы? Увы, сейчас это скорее почва для научной фантастики, а не для реальной науки: как показывают даже приблизительные расчеты, чтобы организм получал достаточно количество энергии и ресурсов, его фотосинтезирующая площадь должна быть намного больше того внешнего покрова, которым мы сейчас располагаем. Не исключено, что фотосинтетикам будущего придется отращивать дополнительные кожаные перепонки и другие фантастические органы для поглощения солнечного света.