7 страхов, которые мешают вам творить
Для тех, кто часто находится в ступоре из-за множества творческих страхов — от неспособности воплотить идею до отсутствия какой-либо идеи вовсе — иллюстратор и графический дизайнер Кристоф Ниманн дает отличные советы в его новой книге «Скетчи по воскресеньям». Его работы множество раз украшали страницы New Yorker и New York Times, там же у него регулярно с 2008 года выходила колонка «Абстрактное воскресенье». За его одноименным проектом в инстаграме приятно наблюдать.
Кристоф Ниманн ежедневно побеждал своих внутренних демонов многие годы, согнувшись над рабочим столом, рисуя через боль и страдания (по его словам!). И его блестящие, остроумные работы говорят о том, что он блестяще справляется с творческими страхами. Рациональные они или нет, но существуют мысли, которые не дают спать по ночам, парализуют и мешают создавать замечательные вещи. Вот они:
1. Страх комфорта
Нам кажется, что зона комфорта — место, где тепло, уютно и лениво. Но самые опасные (и распространенные) из них те, в которых мы постоянно чем-то заняты и, возможно, даже чувствуем себя некомфортно. Как пловец сконцентрирован на гребках и поворотах и за водой и ее всплесками не замечает происходящего, так и мы осознанно сосредоточиваюсь на деталях текущего проекта и упускаем из виду более важные аспекты своей профессиональной деятельности.
Занятость — отличная причина не спрашивать себя, куда ты идешь.
Кристоф Ниманн уехал в Нью-Йорк, нашел отличную работу, женился и завел детей. И они жили долго и счастливо десять с лишним лет. А потом переехали в Берлин.
В моей карьере меня всё устраивало. Но если всё идет хорошо, значит, пора менять направление.
2. Страх лайков
В эпоху соцсетей можно показать публике любую работу — законченную или набросок — и понять, какого о ней мнения другие люди. Проблема в том, что у творческих людей хрупкое самомнение. И тот, кто говорит, будто ему всё равно, сколько у него лайков, и он не расстраивается, когда пост собирает мало откликов, врет.
Но хитроумные алгоритмы соцсетей создавались с единственной целью: манипулировать нашими комплексами и тягой к нарциссизму. И поэтому всегда есть риск спутать число лайков с качеством работы. Одобрение подписчиков и даже вирусный успех немногого стоят и слишком поверхностны, чтобы стать истинным мерилом художественной ценности вашей работы.
Но, если клиент зарубил ваш эскиз или рисунок не собрал кучу лайков на «Фейсбуке», это вовсе не значит, что вы создали шедевр, опережающий время. Вполне может быть, что работа отстойная.
3. Страх сотрудничества
Рисование — игра для одиночек. Иначе и быть не может. Тяжело работать, если приходится постоянно обсуждать и отстаивать тысячи творческих решений (которые часто бессмысленны и продиктованы эмоциями) с другими людьми.
Есть лишь одно но.
Опасность работы в одиночку в том, что она постепенно превращает вас в эгоцентричного нытика. Мои идеи, мои комплексы, мои непринятые эскизы, комплименты и критика моей работы. В конце концов вас начинает заботить только одно: как проект повлияет на ваше карьеру. И вы совсем не думаете об аудитории, на которую он рассчитан.
4. Страх не справиться с заданием
Когда Кристофу Ниманну предложили вести иллюстрированную рубрику в New York Times, он думал о том, чтобы отказаться от этого задания. Вот по каким причинам.
А. Это очень сложно.
Б. Это отнимает много времени.
В. Нужно регулярно выдавать хорошие идеи.
В общем, он боялся не справиться, но в итоге взялся за работу и придумал хроники мармеладных мишек. И колонку приняли на ура.
Новые задания открывают перед вами кучу новых возможностей. Работа через боль и напряжение — это нормально, на самом деле, это даже необходимо. Хорошая работа редко создается легко и просто. Вы когда-нибудь видели спортсмена, который бросает трехочковый или толкает ядро с улыбкой на лице?
5. Страх создать ерунду
В мире много хороших художников и дизайнеров. И когда вы смотрите на их работу, вы перестаете видеть обаяние, юмор и талант в своих собственных проектах. В какой-то момент недостатки своих рисунков начинают причинять ощутимую боль. Вам кажется, что выходит сплошная ерунда. Что же делать? Тренироваться и становиться лучше каждый день. Все спортсмены и музыканты тренируются каждый день. Почему у художников должно быть иначе?
Писать, рисовать, создавать дизайн — навыки, а не таланты. Хорошая новость: навыки можно освоить, и это проще, чем кажется. Плохая новость: на это уйдет десять тысяч часов.
6. Страх оказаться на улице
Этот страх возникает сразу следом за страхом создать ерунду. Пусть сейчас вам удается зарабатывать на жизнь, но всё так быстро меняется. Вдруг через пять лет вы будете никому не нужны и у вас закончатся деньги? Стресс и отчаяние всегда сказываются на работе.
Чтобы иметь возможность спокойно думать, необходима финансовая «подушка безопасности». Посчитайте сколько вам нужно денег в месяц и постарайтесь держать в банке сумму, которой вам хватит на полгода. Если случится катастрофа, у вас будет время, чтобы найти выход. Такой буфер заметно влияет на качество работы. Появляются две важнейшие свободы:
1. Вы можете отказываться от заказов, которые вам не нравятся.
2. Вы знаете, что можете уволиться откуда угодно.
Раз в месяц просматривайте свои банковские счета, чтобы решить: можно ли работать дальше в свободном режиме или пора бить тревогу.
7. Страх отсутствия идей
Сидеть, смотреть на чистый лист и бояться, что в барабане кончились патроны, — самое ужасное для художника. К счастью, проблема легко решается. Признайте, что сейчас вы — это вы, не лучше и не хуже. А потом начинайте творить.
Самые стоящие идеи приходят в процессе. Что это за процесс? Нужно начать делать то, что умеешь делать хорошо, а потом шагнуть на неизведанную территорию и посмотреть, что будет. Большинство экспериментов ни к чему не приведут, но где-то посреди океана бессмыслицы что-то непременно «щелкнет».
По материалам книги «Скетчи по воскресеньям».