7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики
Советская школа авиастроения навсегда изменила наш мир. Благодаря талантам наших конструкторов, подгоняемых вечной гонкой вооружений, самолеты научились летать через весь мир, перевозить дома и корабли, запускать в космос баллистические ракеты и спасать людей в самых неожиданных местах.
Российская авиация на первый взгляд уже не способна удивить стороннего наблюдателя: больше не слышно о рекордах скорости и дальности, высоты и веса поднимаемого груза.
Но кое-что, пусть и на советском заделе, есть. Поэтому этот материал посвятим самолетам и другим летающим за счет подъемной силы под крылом аппаратов, которые все-таки взлетели после 1993 года.
И удивили: как ЭТО может летать? А ведь летает!
1. Сверхманевренный серийный истребитель Су-35
В чём фишка: умеет зависать в воздухе и резко менять направление полёта
Этот истребитель знаком даже тем, кто не интересовался авиацией: фотографиями Су-35 пестрят все мировые информагенства. Они активно поставляются в военно-воздушные силы России и партнерам страны.
Кроме того, по данным множества аналитиков, именно Су-35 является самым «мощным» истребителем переходного поколения »4++», потребовавшегося для создания наиболее современных малозаметных боевых самолетов.
Машина унаследовала лучшие качества предшественника, Су-27: высокую скорость, большой запас современных ракет дальнего радиуса действия, отличную маневренность и другие боевые качества. Все это позволяет держать Су-35 лидерство в своем классе.
Раскадровка знаменитой «кобры»
Но только вдумайтесь: эта махина в 34,5 тонны массы и 22 метра длины летает только благодаря постоянной корректировке управляющих поверхностей системами компьютерного управления отклоняемым соплом двигателя.
Но это не главный повод. Су-35 стал знаменит благодаря фигуре высшего пилотажа «кобра Пугачева», в процессе которой самолет буквально зависает в воздухе, «стоя на двигателях». А затем вновь продолжить полёт, как ни в чем не бывало.
Маневр необходим для того, чтобы «сбросить» истребитель с экранов вражеских радаров и обмануть головки самонаведения ракет — многие из них теряют резко остановившуюся цель.
2. Многоцелевой биплан ТВС-2ДТ с крылом-«коробкой»
В чём фишка: единственный самолёт с крылом замкнутого профиля, добравшийся до серии
Бипланы пытались покинуть небо много лет назад, но сотни разработчиков мечтали создать аналогичные медлительные, маневренные и экономичные машины с закрытым контуром крыла — кольцепланы или их аналоги.
Проектов было не счесть, и ни один не увенчался коммерческим успехом из-за массы проблем, связанных с подобной компоновкой. Получилось только у Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина, но только частично.
Их проект ТВС-2 в ходе модернизации получил не только закрытое «крыло-коробку», но и полностью композитную конструкцию, дополняемую многолопастным винтом высокоскоростных истребителей прошлого.
Так устаревший Ан-2 неожиданно превратился в один из удивительнейших самолетов истории, едва не став первым серийным «кольцепланом» — самолетом с закрытым контуром крыла. Не получилось, хотя опытные образцы трудятся уже не первый год в сельском хозяйстве.
Такие самолеты совершенно не боятся бокового ветра, а значит, способны эксплуатироваться в условиях чрезвычайных ситуаций, горах и во время плохой погоды.
Что может быть удивительнее крошечной «летающей маршрутки», летящей в шторм? И одновременно с тем способной оставаться на плаву в случае экстренной посадки на воду за счет чрезвычайно легкой конструкции?
3. Самый быстрый серийный истребитель МиГ-31БСМ
В чём фишка: самый быстрый боевой самолет
Хотя первые модификации МиГ-31 начали поступать в войска ещё в далёком 1980 году, современные модификации этого тяжелого истребителя можно с полной уверенностью назвать российскими.
В результате глубокой модернизации инженерам удалось переквалифицировать перехватчик, предназначенный для уничтожения исключительно воздушных целей, в многоцелевой самолет для ведения боевых действий по любым целям, включая наземные.
Колосс весом в 46 тонн обгоняет большинство существующих боевых самолетов, разгоняясь до 3400 километров в час. При этом крейсерская (постоянного движения без включения форсажа) скорость МиГ-31 составляет 2500 километров в час.
В отличие от него, большинство боевых истребителей спроектированы для длительных полетов на дозвуковых или околозвуковых скоростях, и преодолевают звуковой рубеж кратковременно, для достижения цели либо во время боя.
МиГ-31БМ поднимается на высоту до 35 километров, обгоняя более легких конкурентов и по этому параметру. Он же установил рекорд продолжительности полета на сверхзвуке, который составил 7 часов.
И это все при том, что самолет превышает размерами многие бомбардировщики. Разве скажешь по этой угловатой машине, что именно она — гроза неба с гиперзвуковой ракетой под фюзеляжем и дальностью «рук» в 2 тысячи километров?
4. Многоцелевая «летающая телефонная будка» Авиатика-МАИ-890
В чём фишка: самый легкий и безопасный российский серийный самолет
Российские инженеры могут удивлять не только боевыми самолетами. Среди гражданских проектов, которые увидели небо, тоже найдется немало удивительных.
Например, проект Авиатика-МАИ-890, выпускаемый ФГУП РСК «МИГ», смог внедриться «между классами»: самолет, больший похожий на будку с крыльями, занимает удивительное место между обычными и сверхлегкими самолетами.
Все равно как сделать одноколесный велосипед с грузоподъемностью городского кроссовера. Правда, взлетел он в далёком 1989 году, и только спустя 10 лет, пройдя множество модернизаций, смог получить международный сертификат, позволяющий официальные полёты в международном воздушном пространстве.
При длине всего 5 метров и размахе крыла чуть больше 8 метров самолет оснастили переделанным из автомобильного 100-сильным двигателем, работающем на обычном 92 бензине с ближайшей заправки.
Несмотря на размеры дельтаплана, самолет несет до 125 килограмм полезной нагрузки и годится для перевозки небольших грузов. И перевозиться обычным пикапом средних размеров, в кузове или прицепе.
Авиатика-МАИ-890 стала одним из редчайших самолётов, которые никогда не сваливаются в штопор, что делает его самым безопасным легким самолетом из выпускающихся серийно. Вот тебе и «будка с крыльями».
5. Перспективная «невидимка» С-70 «Охотник»
В чём фишка: беспилотные малозаметные «глаза» истребителя Су-57
О перспективном боевом беспилотном самолете с малой радиолокационной заметностью С-70 «Охотник» известно совсем немного. И то хорошо — до его появления на воздушном Параде Победы считалось, что разработка находится на стадии «бумаги».
Однако в российских войсках уже испытывается как минимум один экземпляр этого боевого БПЛА, получившего не только странную компоновку (которая, впрочем, очень похожа на конкурентов, в том числе и серийных).
Пожалуй, главной особенностью «Охотника» стало его назначение. Обычно БПЛА такого рода проектируются для самостоятельного выполнения задач, тогда как С-70 является своего рода «третьей рукой» истребителя Су-57.
Предположительно, беспилотник должен наводить Су-57 на цели так, что оба аппарата будут оставаться вне зоны действия противовоздушной обороны, а так же поддерживать огнем основной пилотируемый самолет, позволяя одновременно уничтожать больше целей, чем обычно.
А где же нарушения физики? Ввиду плотного взаимодействия с большим самолетом, С-70 получил доработанную внешнюю поверхность, которая снижает заметность на радарах и позволяет беспилотнику свободно двигаться в завихрениях, создаваемых соседом. Пока это не удавалось никому.
6. Истребитель с обратным крылом Су-47 «Беркут»
В чём фишка: самый тяжелый самолёт с крылом обратной стреловидности
Глубокая модернизация Су-27 под первоначальным индексом С-47, получившая крыло обратной стреловидности, когда-то планировалась в качестве основного истребителя для российских авианосцев.
Самый крупный среди аналогичных самолетов, имеющих «развернутое» крыло, к тому же оказался единственным, построенным по нестабильной аэродинамической схеме — без систем управления он держится в воздухе ещё хуже предшественника.
Зато Су-47 должен был взлетать с коротких полос даже с максимальной нагрузкой и полной массой до 38 тонн (из которых 8 тонн приходились бы на управляемые ракеты).
В отличие от прямого продолжения Су-27, рассмотренного выше, «Беркут» получил полностью поворачиваемое вертикальное оперение и дополнительные управляющие поверхности перед крылом (ПГО), сделавшие его трипланом.
Удивительная машина длительное время использовалась для отработки перспективных систем, в том числе для новейшего российского истребителя Су-57. Но в результате, как и многие другие уникальные самолеты, эта машина нашла свое место в музее.
Большинство компоновочных решений на момент создания Су-47 внедрялись впервые. Быть может поэтому похожие аппараты мы часто видим в научно-фантастических фильмах?
7. Серийный легкий экраноплан «Акваглайд-5»
В чём фишка: удивительно экономичный и тяговитый лёгкий корабль-самолёт
Положение экранопланов в классификации технических средств пока трудно определимо: не то низко летающие самолеты, не то корабли, парящие над водой. Экранный эффект образует подъемную силу под крылом, но действует на ограниченной высоте.
Сила эта выше, чем у аналогичная для самолётов, и позволяет серьезно экономить на горючем. Вот и серийно выпускаемый морской экраноплан Акваглайд-5 удивляет своими характеристиками, которые никак не вяжутся с компактными габаритами.
При полной массе в 2400 килограмм аппарат развивает скорость до 150 километров в час и способен «лететь» на расстояния до 400 км, расходуя при этом всего 120 килограмм горючего.
Аналогичный самолёт потребовал бы втрое больше. Правда, на такие расстояния они и не летают. А для «Акваглайда» есть немаловажная характеристика мореходности: его эксплуатация возможна только при высоте волны не больше 35 сантиметров.
Впрочем, как и другие экранопланы, продукт ЗАО «Арктической торгово-транспортной компании» может перемещаться над любой ровной поверхностью. Подойдёт автострада шириной чуть больше 6 метров, ровное поле и даже обычная равнина без глубоких неровностей (не более 30 сантиметров).
Аппарат предназначен для перевозки 4 пассажиров, а «пилотировать» его после небольшой подготовки сможет любой автолюбитель.
Вместо послесловия
В этой статье собраны только российские летательные аппараты, способные удивить любителя техники. В советском авиастроении куда больше уникальных проектов, экспериментальных машин и даже серийных «пепелацев», способных повергнуть в шок даже бывалых гиков.
Но времена идут: сейчас важнее экологичность, дешевизна и эксплутационные характеристики транспорта, а не его прямые характеристики «быстрее-выше-дальше», и даже не уникальные технические решения.
Об экспериментальных проектах, создаваемых в России, поговорим в следующий раз. Но о каких типах рассказать, и что больше всего интересно?