7 лет назад Nokia пошла ко дну. Но почему так произошло
Ровно семь лет назад в этот день компания Samsung обошла первого в мире производителя оборудования, Nokia, и встала на его место. К тому моменту, когда у финского гиганта дела только начинали ухудшаться, он уже правил на рынке потребительской электроники на протяжении 14 лет, являясь мировым производителем мобильных телефонов номер один. В те времена, в конце 90-х и начале 2000-х годов, телефоны Nokia были повсюду и практически каждый житель планеты, следящий в той или иной мере за развитием современных технологий, хотел себе финский телефон. К сожалению, с наступлением эры смартфонов Nokia оступилась и постепенно пошла ко дну.
К концу первого квартала 2012 года Samsung опередила своего конкурента по мировым поставкам смартфонов, и после этого Nokia так и продолжила отставать. В конце своего правления компания допустила несколько существенных и практически фатальных для нее ошибок: Nokia сосредоточилась на развитии собственной мобильной платформы Symbian, рассчитывая, что она сможет составить достойную конкуренцию набирающим популярность iOS и Android, а вскоре после этого подписала соглашение с Microsoft на создание устройства для другой обреченной на провал мобильной операционки, которое получило название Windows Phone.
И дело всех этих неудач было не только в Nokia. В то время, как финскому гиганту становилось все тяжелее удерживать свои позиции мирового лидера, его главные конкуренты в лице Apple и Samsung начинали создавать одни из лучших своих продуктов. Samsung тогда готовилась к выпуску Galaxy S3, который должен был состоятся во втором квартале 2012 года, наследника своего, вероятно, первого уникального смартфона Galaxy S2. Тем временем и Apple подлила масла в огонь забвенного костра Nokia, выпустив в 2011 году свой первый смартфон с Retina-дисплеем, iPhone 4.
С тех пор Apple и Samsung если и оступались, то совсем незначительно. Вообще, да, очень много шуму наделали гнущийся практически от невидимой силы iPhone 6 и самовоспламеняющийся флагман Galaxy Note 7, но пользователи это простили. Прибыль компаний просела, несколько человек были уволены, огромные партии устройств были отозваны, пресса, как и потребители, гудела, но все это со временем было если и не забыто, то просто приятно обществом. Но почему? Потому что даже несмотря на «косяки» Apple и Samsung продолжали выпускать качественные продукты, чего нельзя было сказать о Nokia.
В 2013 году мобильное подразделение Nokia было куплено компанией Microsoft, и хотя у последней не получилось вернуть финскому бренду былую славу, его кончина все еще было далека от действительности. На мой взгляд, дела у Nokia с течением лет идут на поправку — это происходит очень медленно, но все же происходит. После приобретения бренда Nokia финской компанией HMD Global в 2016 году, последняя произвела и поставила в магазины более 70 миллионов мобильных устройств, а также заставила постыдиться конкурентов, которые подолгу обновляют или вовсе перестают обновлять свои смартфоны, так как Nokia делала это с завидной регулярностью.
2018 год стал переломным для HMD Global, ведь годом ранее небольшая группа бывших сотрудников Nokia придумала план по восстановлению позиций компании и возвращению ей лидерства на мировом рынке, а уже год спустя HMD Global начала выполнять свои обещания и выпускать устройства, которые действительно передают дух былой Nokia и заставляют потребителей по-настольгически становиться лояльными к бренду.
Новые продукты Nokia фокусируются на повседневном удобстве использования, современной «начинке» и быстроте Android One, которая регулярно обновляется, как положено по канонам. HMD Global, наконец, видит перед собой путь к успеху и выпускает действительно хорошие смартфоны, такие как Nokia 8.1, которые могут предложить отличный баланс между ценой и производительностью. Вместе со всем этим компания достигла девятого места в мире по поставкам смартфонов в прошлом году.
Многие справедливо считали, что лучшие дни Nokia уже сочтены, но мало кто мог представить, что практически канувший в Лету бренд начнет потихоньку восстанавливать свои позиции. Я считаю, справедливо будет сказать, что это было медленное и уверенное восстановление для популярного когда-то бренда, который был всеми забыт. Как для бывшего фаната компании, для меня это представляет особый интерес, наблюдать за тем, как Nokia пытается преодолеть этот тернистый путь и снова заявить о себе на весь мир.
Делитесь своим мнением в комментариях под этим материалом и в нашем Telegram-чате.