6 серьёзных проблем Telegram, которые убили мой канал
Telegram при всех своих плюсах обладает массой недостатков для тех, кто хочет не просто читать новости, а создавать и развивать собственный канал.
В сентябре 2018 года я запустил свой паблик, посвящённый кино. За несколько месяцев я разобрался в тонкостях раскрутки, сколько стоит нагнать подписчиков и что нужно сделать программистам Telegram, чтобы пользоваться мессенджером стало удобно.
Всего есть 7 основных проблем, с которыми столкнётся каждый владелец Telegram-канала. Но обо всем по порядку.
Проблема №1: в Telegram отсутствует поиск тематических каналов
На официальном ресурсе нет никаких ссылок на чарты, где можно ознакомиться с топовыми каналами.
Самая главная проблема экосистемы Telegram — отсутствие официальной площадки, на которой можно ознакомиться с топовыми или новыми каналами.
Показательный пример, когда мои друзья запустили канал, посвящённый Российской Премьер-Лиге: они писали эксклюзивные материалы, проводили аналитику, брали интервью у тренеров. Весь контент был уникальным.
При этом без рекламы в других пабликах никакого прироста на канале не было вообще.
Скачки увеличения аудитории связаны лишь с размещением рекламы на других каналах. От качества контента этот показатель не зависит.
Существующие неофициальные чарты, в которых каналы разбиты по тематикам, не приносят новых подписчиков.
Сам Telegram никаким образом не помогает авторам каналов и простым пользователям, нет никакой возможности найти интересующий тематический проект по поиску.
Проблема №2: в Telegram отсутствует встроенная рекламная площадка
Даже топовые каналы размещают рекламу. Без нее никуда.
Отсутствие какой-либо возможности официально прорекламировать каналы для релевантной аудитории приводит к появлению неконтролируемого рекламного рынка со своими законами, серыми схемами, обманом и другими проблемами.
Рекламные итерации делаются напрямую с авторами каналов, в обход Telegram: ты просто договариваешься с незнакомым тебе человеком-администратором канала, где хочешь прорекламироваться и отправляешь ему деньги на карту.
Ждёшь и надеешься, что тебя не кинут.
Проблема №3: запуск рекламы в Telegram — большой риск
Из-за отсутствия нормально рекламного механизма, продвижение канала — настоящая рулетка, в которую пришлось сыграть и мне.
Тематика моего канала — ежедневные тематические киноподборки. То есть по большей части, это был даже не уникальный контент.
Начав искать варианты продвижения, я столкнулся со следующими сложностями:
Рандомная стоимость рекламы
Каждый автор сам оценивает стоимость рекламы на своём канале, озвучивая ничем не подкреплённый ценник.
Цены рознятся от 300 до 10 тысяч рублей. Причём, совершенно необязательно, что аудитория вторых будет в 30 раз больше.
Основная проблема в том, что многие каналы имеют накрученных «мертвых» читателей.
Вычислить такие сборища «мёртвых душ» можно благодаря показателю вовлеченности (соотношение просмотров поста к количеству подписчиков канала). Но даже он не гарантирует обман: накручивать научились даже этот показатель.
В рекламе может быть отказано
В отличие от той же социальной сети ВКонтакте, где можно провести таргетированную рекламную кампанию на конкретную группу, в Telegram тебе могут просто отказать.
Причины могут быть разные. Например, вы можете пытаться дать рекламу на конкурентной площадке, автору которой такой ход может быть не по нраву. Или, вам может быть отказано просто из-за отсутствия минимального количества подписчиков.
Каналы могут быть искусственно раскручены
За отсутствием опыта я пробовал абсолютно разные площадки для продвижения. От каналов с обзорами фильмов и новостями кино до онлайн-кинотеатров.
При аудитории в 14 тысяч человек, последний пост прочитали лишь 1,5 тысячи. Аудитория неактивна, и скорее всего накручена.
Опытным путём было установлено, что в среднем с 2000–3000 подписчиков, после перехода на мой канал подписывается около 50 пользователей.
И здесь я совершил свою первую ошибку. С 35-тысячного канала, на котором выкладываются в свободном доступе фильмы, на мой кинопроект перешло всего около 20 человек. При этом, стоимость рекламы составляла 1500 рублей.
Другими словами, за каждого подписчика я заплатил почти 75 рублей.
При том, что в данной тематике средняя цена подписчика в среднем составляет около 8 рублей. При удачном раскладе 5–6 рублей.
Бессмысленное привлечение ботов
Второй раз я ошибся, когда на меня вышел продавец «ботов». С учётом, что кинопроект был в первую очередь экспериментом, я посчитал интересным опытом привлечения «сотню-другую» мёртвых душ.
За 100 рублей мне привели 125 ботов. Причём, судя по всему, это были действительно реальные люди, которые даже пролистали несколько постов на канале. После чего замерли и никаким образом не участвовали в жизни канала.
Спустя ровно неделю все они, буквально в течение часа, как по команде отписались от канала.
Это были самые бессмысленно потраченные 100 рублей в моей жизни.
Даже не пробуйте привлекать ботов. Прирост таких подписчиков канала — обманчив и непостоянен. Да и показатель вовлеченности на канале с ботами снижается.
В итоге, за два месяца постепенной раскрутки канала я потратил 10 тыс. рублей и смог привлечь на канал 1721 живого подписчика.
Другими словами, за каждого привлечённого пользователя я заплатил 5,8 рубля. Это достойный ценник с учётом пары откровенных провальных решений в рекламной кампании.
Проблема №4: нестабильная аудитория требует постоянных финансовых вложений
Самая большая проблема Telegram — аудитория каналов нестабильна.
То есть, даже если вы ведёте канал на постоянной основе, выкладываете исключительно интересный контент, все равно всегда найдутся пользователи, которые отпишутся от канала, и это нормально.
Но с учётом, что без рекламных кампаний новых читателей не будет, получается что канал постоянно требует определённых финансовых вложений.
В итоге, получается замкнутый круг. Ты заказываешь рекламу у одних сообществ, затем продаёшь на своём канале рекламу других. Причём скорее не ради заработка, а чтобы на канале были подписчики.
Самый показательный пример — вне зависимости публиковал ли я контент или нет, от канала постепенно отписываются пользователи. Это хорошо видно на графике. С 25 декабря по 17 января я вообще не размещал постов. До этого подборки выходили ежедневно.
Ощутимой разницы динамики падения нет. В среднем в день отписывается 2–5 человек. Вне зависимости от активности самого канала.
После того, как я перестал давать рекламу (то есть с конца октября) от канала отписалось почти 400 человек. Аудитория упала с 1721 до 1329 человек. И падение продолжается.
Проблема №5: нет официальных инструментов для администраторов каналов
Другая проблема Telegram — отсутствие официального удобного механизма размещения постов в канале и аналитики происходящего.
Большинство администраторов вынуждены использовать боты, написанные сторонними разработчиками. Чаще всего, Controller Bot для отложенной публикации постов и TGStat для анализа статистики.
Оба бота не отличаются стабильностью.
Например, Controller Bot пару раз за эти несколько месяцев капитально подвисал. Такие ситуации также не добавляют баллов создателям мессенджера.
Проблема №6: отсутствие группировки каналов и личных контактов
Пожалуй, один из самых странных пунктов, который по необъяснимым причинам до сих пор не был реализован.
В процессе своего эксперимента по раскрутке канала, я успел пообщаться с несколькими десятками админов, подписаться на 20–30 сообществ. Все это привело к настоящему винегрету в меню собеседников. При этом закрепить в топе можно лишь 5 контактов, все остальные каналы и пользователи банально перемешаны.
Настоящий бардак, который пора разбирать.
Странно, что команда Дурова до сих пор не дала возможность пользователям самостоятельно группировать каналы и личные контакты.
Выводы: подумайте дважды, прежде чем заводить свой Telegram-канал
На текущий момент ситуация с рынком рекламы в Telegram — это хаос, накрутки и отсутствие централизованного управления. Без бюджета заходить на площадку в расчёте поразить всех своим эксклюзивным контентом не получится.
Пользоваться биржами рекламы вообще бессмысленно, скорее всего, вы просто переплатите.
Мой совет новичку — не стоит тратить деньги, не разобравшись во всех тонкостях работы рынка рекламы Telegram. Кроме того, обязательно нужно провести глубокий анализ аудитории каналов, на которых планируется покупать рекламу.
По слухам, Telegram планирует запустить рабочую версию блокчейн-платформы TON и криптовалюту Gram уже в марте 2019 года. Хотелось бы верить, что вместе с этим команда Дурова также даст удобные инструменты для своей многочисленной аудитории.