5 заблуждений о шипованных шинах, которые пора забыть
Современная шина — это сложное изделие как по устройству, так и по материалу. Конструкторам удалось минимизировать недостатки шипованных шин и оптимизировать достоинства «зубастой» резины. Рассмотрим это на примере новых зимних шин Pirelli Ice Zero 2.
2020 Pirelli & C.S. p.A. — Pirelli Tyre S.p.A
Концерн Pirelli основал Джованни Баттиста Пирелли. Красивое имя! Так и кажется, что принадлежит оно бесстрашному мореплавателю или хитрому и жестокому корсару. Но нет, в молодости Джованни Пирелли был типичным «ботаником». После окончания школы он грыз гранит науки в техническом институте святой Марии в Милане, затем поступил в университет Павии.
Из аудитории в отряд Гарибальди
Горячая итальянская кровь всё же дала о себе знать. Пирелли сбежал со студенческой скамьи и сражался под знаменами Гарибальди. Но тяга к знаниям оказалась сильнее. Джованни складывает оружие и учится в Высшем техническом институте гражданских инженеров в Милане.
История умалчивает, насколько хорош был Пирелли-воин. Но студентом Пирелли оказался замечательным. Он закончил Высший технический университет в 1870 году и, как лучший выпускник, получил премию Крамер в размере 3 000 лир. Эту целевую премию можно было использовать для обучения за границей или финансирования в родной Италии новых отраслей промышленности. Джованни посчитал, что девять лет обучения в институтах вполне достаточно и решил заняться производством. Но каким?
Профессор кафедры общей механики Джузеппе Коломбо посоветовал ему обратить внимание на обработку каучуков и производство изделий на их основе. Именно тогда появилась компания G.B. Pirelli & C. В будущем это предприятие станет мировым концерном Pirelli!
2020 Pirelli & C.S. p.A. — Pirelli Tyre S.p.A
От калош до электричества — один шаг
На первых порах компания выпускала промышленные товары — шланги и брандспойты. Доведя процесс до совершенства, Пирелли решил взяться за бытовой ассортимент — появились мячи, шапочки для купания, плащи и калоши. В конце XIX века активно развивалось электричество, а для проводов нужна качественная изоляция. В 1883 году именно компания Pirelli выполнила заказ знаменитого миланского театра La Scala — изготовила комплект изолированных электрических кабелей. Здание La Scala стало первым в Европе помещением, полностью освещавшимся с помощью электричества. Допотопные светильники остались в прошлом!
Шины Pirelli
На появившиеся автомобили Джованни Пирелли смотрел уже как состоявшийся промышленник. Он осознал перспективы самодвижущихся экипажей. С заказами проблем не возникало. Шоферы сами приходили на фабрику и просили залатать проколотую шину — резинотехнические изделия того времени не отличались прочностью и надежностью. В конце концов Пирелли решил: зачем ремонтировать чьи-то покрышки, когда можно изготавливать собственные. В 1890-м году открыт первый цех по производству шин, а спустя два года компания Pirelli вошла в топ-5 производителей шин в мире.
2020 Pirelli & C.S. p.A. — Pirelli Tyre S.p.A
К слову сказать, конкуренция тогда была невелика. Гораздо сложнее оставаться в числе лучших в течение 130 (!) лет. И Джованни Пирелли, и его последователи отлично понимали, что состояния равновесия в бизнесе не существует. Если нет развития, то сразу же наступает упадок. Поначалу он не заметен. Но стоит немного запустить процесс, и конкуренты вырвутся вперед. Поэтому все 130 лет компания Pirelli непрерывно совершенствовала свою продукцию. Прогресс налицо: современные шины отличаются от изделий столетней давности гораздо сильнее, чем наш современник от неандертальца. Изменилось всё: материал, структура шины, принципы строения. Разве что форма осталась прежней — круглой. Колесо — одно из самых значимых изобретений человечества.
Зима и лето
Первые зимние шины, появившиеся в 60-х годах прошлого века, представляли собой ошипованный вариант летних. Именно тогда, наверное, заговорили о том, что у шипованной продукции, помимо очевидных плюсов, немало минусов. Впрочем, технический прогресс не стоит на месте и шины высокого качества отличаются от более дешевых вариантов тем, что недостатки их минимизированы, а достоинства максимально эффективны. Пожалуй, именно в этом состоит отличие боксера-профессионала от любителя.
Давайте рассмотрим шипованные шины на примере Pirelli Ice Zero 2 — как инженерам Pirelli удалось повысить эффективность работы шин? Не надо обладать проницательностью Шерлока Холмса, чтобы догадаться: если в названии фигурирует Ice, то это зимние шипованные шины. Вспомним, за что обычно ругают «зубастые» покрышки?
Линейка новых шин Pirelli Ice Zero 2 представлена в размерном ряде 16−22 дюйма. Варианты для обычных легковых, в том числе спортивных, автомобилей называются ICE ZERO 2. Для кроссоверов и внедорожников предназначена версия SCORPION ICE ZERO 2. Шины на массивных и мощных автомобилях подвержены повышенной нагрузке. Поэтому для таких машин потребовалась отдельная разработка Pirelli.
Довод 1
Критики говорят: «Шипы скользят по асфальту, а житель мегаполиса значительную часть пути проезжает по ровным и расчищенным дорогам». Поверхность Pirelli Ice Zero 2 покрыта микроразрезами — так называемыми ламелями. Этому изобретению скоро будет сто лет. В далеком 1923-м году работник мясокомбината Джон Сайпс догадался, что для снижения скольжения на мокром полу сплошную резиновую подошву нужно немного порезать. В 60-х годах инженеры-разработчики шин пришли к выводу, что пятно контакта увеличивается при разделении сплошной резиновой поверхности на несколько частей. Когда колесо катится по неровности, то ламель расширяется и прилипает к поверхности, используя неровность как упор. В повороте ламели обеспечивают эффективное сцепление в поперечном направлении, при прямолинейном движении — в продольном. Если рассматривать шину со специалистом, то он укажет на различные виды ламелей: прямые, волнообразные, зигзагообразные, конфигурации Y, Z или П, четырехугольные, самоблокирующиеся, ламели-насосы, 3D-ламели.
На шинах Pirelli Ice Zero 2 особенно хороша новая разработка — 3D-ламели в блоках плечевой зоны. Благодаря им обеспечено эффективное торможение на сухой дороге.
В слякоть Pirelli Ice Zero 2 тоже не ударит в грязь лицом: за счет V-образных каналов — «ускорителей» отвода воды — повышено сцепление на мокром асфальте.
2020 Pirelli & C.S. p.A. — Pirelli Tyre S.p.A
Довод 2
Противники шипов говорят, что «зубастые» шины служат недолго — год, максимум два, и половина шипов вылетает. При разработке Ice Zero 2 оптимизировали жесткость резиновой смеси в области шипа, за счет чего улучшено его крепление. Поэтому значительная часть шипов служит весь срок эксплуатации шины. Более того, конструкторы Pirelli решили увеличить число шипов: со 130 шт. на предшественнике до 190 шт. на Ice Zero 2! При этом инженеры решили ряд побочных проблем. При увеличении количества шипов должен расти общий вес шины. А для шины добавка в весе не менее критична, чем для барышни на выданье! Это неподрессоренная масса, которая губительно сказывается на подвеске. Инженеры уменьшили высоту шипа с 11 до 10 мм, а вес 1,1 до 0,9 граммов. В результате масса шины практически не увеличилась при значительном росте числа шипов.
2020 Pirelli & C.S. p.A. — Pirelli Tyre S.p.A
Довод 3
Поговаривают, что на льду сам шип обледеневает и эффект скольжения увеличивается — лед скользит по льду. Уникальным решением инженеров компании Pirelli стали своеобразные «контейнеры» для ледяной крошки по обеим сторонам каждого шипа: благодаря им не образуется тонкая корка льда, и шипы работают максимально эффективно.
Довод 4
Шипы шумят. Всё верно, шумят. Впрочем, обычные шины тоже шелестят по асфальту. Полностью убрать шум невозможно — физику не обманешь, но снижение уровня — задача решаемая. Тем более, что в Pirelli над этой проблемой работает целый научный центр. Для усовершенствования показателей уровня шума Ice Zero 2 инженерам потребовалось более полутора тысяч (!) часов компьютерного моделирования, 3D-симуляций и динамических тестов. Такие полномасштабные исследования позволили подробно предсказать поведение каждого из 190 шипов в самой шине во время движения. Виртуально созданная схема расположения шипов предусматривает рисунок из 24-х линий ошиповки на протекторе, что обеспечивает и повышенное сцепление на скользкой дороге, и низкий уровень шума во время движения.
Довод 5
Шипованные шины менее эффективны в глубоком снегу. Благодаря продуманному рисунку протектора шин Ice Zero 2 удается поддерживать оптимальные характеристики и в таких условиях. Основная задача для шины в рыхлом снегу — докопаться до жесткой поверхности и зацепиться за нее. Еще один важный фактор — на плечевых зонах протектора находятся специальные снегозацепы, это нужно для работы шины в глубоком снегу. Всё это под силу Ice Zero 2 — и шипы не помеха! Более того, под слоем снега может быть лед, а уж в него шипы Pirelli вгрызаются с жадностью рыбки пираньи.
2020 Pirelli & C.S. p.A. — Pirelli Tyre S.p.A
И это не голословное утверждение. Прежде чем встать на конвейер, шины Ice Zero 2 прошли углубленные испытания на двух полигонах. Первый расположен в Пассо-дель-Тонале, неподалеку от научно-исследовательского департамента Pirelli в Милане. Разумеется, лед там искусственный и основную работу проводят на стендах. Полноценные испытания в реальных условиях происходят на полигоне во Флурхедене (Швеция). Это 20 километров трасс, покрытых снегом и льдом, причем тесты идут непрерывно по 100 и более дней в году.
2020 Pirelli & C.S. p.A. — Pirelli Tyre S.p.A
Именно там испытатели Pirelli в очередной раз пришли к выводу, что основная прелесть шипованных зимних шин Ice Zero 2 состоит в их предсказуемости. Даже если внезапно попадаешь с сухого асфальта на гладкий лед — распространенная ситуация на мостах при скачках температуры из плюса в минус — ты не оказываешься беззащитным. Pirelli Ice Zero 2 надежно работают на любых дорогах!