5 систем безопасности в вашем авто, которые могут сохранить жизнь. Разбираем
Автопроизводители и законодатели в странах по всему миру более 100 лет пытаются сделать так, чтобы машина причиняла меньше вреда водителям, пешеходам и другим автомобилям.
В результате этого появились многие технологии, которые сегодня не вызывают никакого удивления: ремни и подушки безопасности, ABS (Антиблокировочная система) и ESP (Электронная система стабилизации).
Но производители не стоят на месте и постоянно дорабатывают автомобили, добавляя новые ассистенты безопасности.
Сейчас разберемся, как работают эти системы, и почему они не всегда выполняют свои функции.
1. Удержание в полосе
LDWS — система предупреждения о выходе из полосы движения
LKA/LKS — ассистент удержания в полосе движения
Что делает: старается удержать автомобиль в полосе и не допустить выезда за пределы полосы.
Система удержания в полосе предупреждает водителей с помощью звукового сигнала или вибрации на руле о том, что они пересекают разделительную полосу.
В зависимости от типа системы, она будет пытаться самостоятельно вернуть машину в полосу (LKA/LKS) либо только предупреждать (LDWS). Если водитель продолжает крутить руль, то система выключается.
Для контроля за полосой используется камера, спрятанная в зеркале заднего вида или лидар на переднем бампере.
Система работает стабильно, когда разметка на дороге хорошо читаема. Если разметка стерлась, или вообще отсутствует, или находится под слоем грязи и снега, то удержание в полосе не сработает.
2. Экстренное торможение
AEB — cистема автономного экстренного торможения автомобиля
Что делает: не допускает столкновение с впереди движущимся автомобилем.
Одной из самых эффективных безопасных опций является система экстренного торможения. Эта функция может самостоятельно остановить машину, если водитель отвлекся или заснул.
Система экстренного торможения впервые была представлена Volvo в 2008 году, и с тех пор получила широкое распространение среди автомобилей других производителей.
Для работы экстренного торможения используется лидар либо передняя камера с радаром. Зная собственную скорость, машина в реальном времени определяет и рассчитывает расстояние до впереди движущегося автомобиля. Система сама определяет, может ли текущая скорость привести к столкновению.
Если AEB обнаружит потенциальное столкновение, она проверит тормозную систему. Если в этот момент водитель нажимает на тормоз, то система не будет вмешиваться.
Но если водитель ничего не делает, а расстояние до объекта уменьшается, то AEB сначала покажет предупреждение, а затем самостоятельно экстренно остановит машину.
В некоторых автомобилях аналогичная система используется и при движении задним ходом, чтобы предотвращать аварии на низких скоростях и в условиях ограниченной видимости.
3. Обнаружение пешеходов
Что делает: предотвращает наезд на пешеходов, которые находятся рядом с машиной.
В 2010 году Volvo выпустила первый серийный автомобиль, который имел систему обнаружения пешеходов. Сегодня подобная опция встречается на многих современных автомобилях.
Для обнаружения пешеходов используется связка камеры и мощных радаров, которые способны работать на расстоянии до 40 метров. Во время поездки камера постоянно анализирует происходящее, и когда замечает пешехода, подключается радар. Он должен подтвердить, что на дороге действительно есть объект, который мешает движению, а также оценить расстояние до него.
Если машина решает, что столкновение с пешеходом неизбежно, она сначала показывает предупреждение и просит, чтобы водитель снизил скорость.
Но если водитель игнорирует предупреждение и пешеход остается на месте, то электроника может сама остановить автомобиль.
Иногда производители добавляют инфракрасные датчики, чтобы система работала и ночью, когда пешеходов тяжело увидеть на неосвещенной дороге. К примеру, такая опция давно есть в Mercedes-Benz S-класса.
Кроме того, система обнаружения пешеходов лучше всего работает на небольших городских скоростях. Если машина едет быстро и пешеход внезапно выбежал на дорогу, электроника может не успеть среагировать и остановить авто.
4. Обнаружение слепых зон
BLIS (Volvo) — информационная система слепых зон
BSM (Mazda) — мониторинг слепых зон
BSW (Mitsubishi) — система предупреждения о слепых зонах
Что делает: подсказывает водителю о наличии машин в тех местах, которые не просматриваются в зеркала.
Слепая зона — это область сбоку автомобиля, которая не видна в зеркала и заслоняется стойкой, разделяющей переднюю и заднюю дверь.
Система обнаружения слепых зон помогает водителям лучше понимать ситуацию на дороге в тех местах, которые они не видят.
Во время движения машины, ультразвуковые датчики и радары, установленные по бокам и сзади, анализируют движение в соседних полосах в радиусе 180 градусов. Ультразвуковые датчики используют звуковые волны для обнаружения объектов.
Когда автомобиль с этими датчиками обнаруживает другую машину в слепой зоне, он сигнализирует об этом с помощью оранжевого индикатора на боковом зеркале или стойке.
5. Ещё какие фишки бывают
Некоторые авто, например Land Rover, также включают вибрацию на руле и блокируют поворот, когда водитель начинает перестраиваться в соседнюю полосу во время обнаружения машины в слепой зоне.