5 самых невидимых самолетов в мире
F-22 Raptor
Если не рассматривать принятый на вооружение в 1983 году ударный стелс-самолет F-117 Nighthawk, который был никудышным истребителем и ненамного лучшим бомбардировщиком, то первенцем среди истребителей-невидимок стоит считать F-22 Raptor. Он впервые поднялся в воздух в 1997 году, и в 2003 году новейшими истребителями стали перевооружать элитные американские авиачасти, первой из которых стала 27-я истребительная эскадрилья, базирующаяся в Лэнгли.
F-22 Raptor должен был со временем заменить F-15 Eagle, но самолет оказался очень дорогим как в производстве (146 миллионов долларов), так и в эксплуатации. Всё это привело к серьезной корректировке программы F-22. Всего до окончания производства в 2011 года было собрано 187 самолетов вместо 750, что не позволило снизить цену до 120 миллионов долларов, как планировалось в случае выпуска самолета крупной серией.
В настоящее время специалистами многих стран F-22 оценивается как самый совершенный стелс-истребитель пятого поколения, для которого потенциальные соперники четвертого поколения особой угрозы не представляют. В проведенных учебных боях F-22 с легкостью «уничтожал» F-15 и F-18 с разгромным счетом 120:1. В отличие от других американских самолетов F-22 Конгресс США запретил продавать в другие страны, так как используемые в его конструкции технологии и материалы до сих пор считаются секретными и имеющими стратегическое значение.
F-35 Lightning II
Высокая цена F-22 не позволила заменить парк американских истребителей четвертого поколения, большинство из которых было разработаны в семидесятые годы прошлого века. Поэтому в середине 1990-х фирма Lockheed Martin начала разрабатывать истребитель F-35 Lightning II, который с 2015 года стал поступать на вооружении Корпуса морской пехоты и ВВС США. При разработке этого самолета преследовались две основные задачи: создать не просто передовой стелс-истребитель, а целое семейство самолетов — с обычным взлетом и посадкой, с вертикальным взлетом и палубный истребитель. С одной стороны, это удешевило и ускорило разработку, позволив использовать множество унифицированных узлов, но с другой — попытка использовать одни и те же конструктивные решения для фактически трех самолетов привело к недопустимым компромиссам.
F-35 начали критиковать ещё до того, как он был принят на вооружение. Его ругали за плохую маневренность — в учебном воздушном бою он проиграл ветерану F-16, за небольшую скорость, за плохую малозаметность, малую нагрузку, однодвигательную схему, что отрицательно сказывается на живучести и тесноте кабины, в которой летчики вынуждены биться головой о фонарь и сидеть в неудобной позе. Досталось F-35 и за высокую цену как самого самолета (программа F-35 обошлась в 1,6 триллиона долларов), так и за дорогую эксплуатацию. Некоторые эксперты и вовсе отказались признавать его самолетом пятого поколения.
Lockheed Martin считает критику необоснованной, по‑прежнему утверждая, что F-35 является прекрасной боевой машиной, способной решать все возложенные на неё задачи. За все время эксплуатации F-35 было только два случая боевого применения самолета, да и то в качестве бомбардировщика. В прошлом году ВВС Израиля бомбили объекты в Сирии, а ВВС США наносили удары по наземным целям в Афганистане. В обоих случаях противодействия истребительной авиации противника не было, поэтому сложно оценить истребительные качества F-35.
Су-57
Третьим стелс-истребителем в мире, который принял участие в боевых вылетах, стал российский Су-57, замеченный в прошлом году в Сирии. Из-за развала Советского Союза работы по созданию отечественных «невидимок» в нашей стране были заморожены на весьма продолжительный срок, хотя ещё в конце 1980-х велись научно-исследовательские работы в данном направлении. Но только в 2001 году проекту будущего Су-57 был дан зеленый свет.
В 2010 году самолет совершил свой первый полет, и ещё без малого семь лет занял цикл испытаний как истребителя, так и его вооружения. К сожалению, та машина, что поступит в воинские части, не будет массовой и даже не достигнет показателей F-22 по количеству выпущенных экземпляров. Да и не станет тем Су-57, каким его планировалось создать изначально, например, у него не будет двигателей нового поколения. Вместе с тем России удалось стать второй страной в мире, принявшей на вооружение истребитель пятого поколения.
Большинство характеристик Су-57 по‑прежнему засекречены, но если оценивать доступную информацию, то прямым его конкурентом является F-22. Оба самолета являются истребителями для завоевания господства в воздухе, имеют высокую скорость, какой нет у F-35, и во многом схожие характеристики. При этом российский истребитель дешевле своего американского оппонента, и не исключено, что со временем сможет поставляться в другие страны, с которыми Россию связывают многолетние партнерские отношения в оборонной области.
J-20
Ранее к таковым странам относился Китай, но купленные в России истребители Су-35 стали последними, что Поднебесная приобрела на стороне. Отныне Китаем взят курс на полное импортозамещение авиатехники, и все последующие самолеты они будут разрабатывать самостоятельно. Вернее, уже разработали, с поистине китайским размахом создав сразу два стелс-истребителя.
Первый — J-20 — разработан компанией Chengdu Aircraft и совершил свой первый полет в 2011 году. Он должен поступить на вооружение Поднебесной в этом году. По мнению специалистов, китайцы скопировали ряд решений с советского экспериментального истребителя МиГ-1.44, а также с F-22. Самолет оснащается российскими двигателями АЛ-31Ф, но в перспективе истребитель получит китайские двигатели. J-20 предназначен исключительно для эксплуатации в ВВС Китая и на экспорт поставляться не будет.
J-31
А вот разработанный компанией Shenyang Aircraft более компактный и легкий истребитель J-31, чей облик явно был подсмотрен у F-22, наверняка будет предлагаться другим странам. Тем более что, по предварительной информации, он будет стоить около 90 миллионов долларов США, что сделает его достаточно привлекательным для тех стран, которым хочется иметь стелс-истребитель, но американские F-35 либо не по карману, либо им их не продадут. Также не исключен вариант, что J-31 будет использоваться китайцами как палубный истребитель. На вооружение «невидимка» может поступить уже в 2021 году.