5 самых масштабных научно-фантастических циклов: эпические романы
Научно-фантастические литературные циклы порой достигают действительно космических масштабов. Не только в том, как далеко действие выходит за пределы Земли, но и по количеству героев, переплетающихся сюжетных линий и иногда даже эпох, которые охватывает историй. Лучшие из таких циклов могут похвастаться не только размахом повествования, но также ярким и смелым взглядом на будущее человечества.
«Пространство» Джеймса Кори
Цикл Джеймса Кори — один из ярчайших образцов космической фантастики последних лет. Обаятельные персонажи, реалистичная картина технологического и социального развития человечества, захватывающие конфликты — это лишь малая часть козырей цикла. На момент его начала человечество уже заселило Солнечную систему, и между Землей, Марсом, а также Поясом астероидов идет противостояние, которое грозит перерасти в открытую войну. Открытие, связанное с инопланетным разумом, обостряет до предела конфликт, который со временем выйдет и за пределы Солнечной системы.
Сквозной остается история Джеймса Холдена и его команды, вечных «героев поневоле». На небольшом украденном — или спасенном, как посмотреть —, но мощном космическом корабле, они бороздят по космосу и влипают во всевозможные неприятности. А прочие действующие лица меняются из книги в книгу: выходят со второго плана на первый или просто появляются впервые, чтобы осветить проблемы с новой, необычной стороны. Если вы переживаете, что уследить за такой чехардой может быть сложно, спешим вас успокоить: герои проработаны великолепно и, благодаря этому, запоминаются легко и быстро. У каждого их них есть своя цель, история развития и неповторимых характер.
Что, помимо всего прочего, подкупает в «Пространстве» так это разнообразием тем и сюжетов, которые затрагивает цикл. Тут есть место и детективным интригам, и космическим баталиям, и политическим столкновениям, и колонизации иных миров, и столкновению с неизведанным.
Такой же сквозной служит сюжетная ветка инопланетной протомолекулы. Развитие человечества в цикле Кори не удивит читателей чудесами техники: все довольно научно и строго. Но для действительно необъяснимого есть внеземное, вокруг которого и закручивается основная детективная линия. В то же время, конфликты между людьми, организациями, правительствами, внутри правительства остаются важным лейтмотивом «Пространства». Иногда Солнечная система напоминает бурлящий котел ненависти. А потом кто-то из персонажей делает маленький шаг — в который, возможно, вложил все свои силы — и вера в человечество восстанавливается. На какое-то время.
«Марсианская трилогия» Кима Стэнли Робинсона
Невероятно детальное и проработанное полотно, написанное на рубеже тысячелетий, с большой светлой мечтой о Марсе. История начинается с экспедиции первой сотни колонистов Красной планеты и продолжается до полного ее терраформирования. Когда читаешь трилогию Робинсона порой возникает ощущение, словно бы это невероятно увлекательное документальное произведение. Несмотря на наличие в сюжете, например, открытой и партизанской войны, «Марсианскую трилогию» нельзя назвать динамичной фантастикой, и экшена тут немного.
Зато на страницах книг много интересных дискуссий, социальных теорий и почти философских размышлений. Сменяющиеся герои приносят с собой свой взгляд на мир и, зачастую, нетривиальные взгляды на все, что происходят вокруг. Здесь временами сложно понять позицию автора (если не говорить о том, почему власть на Земле не стоит передавать в руки транснациональных корпораций), он увлекает нас самим процессом противостояния идей.
Если вас интригует мечта об освоении Марса, и вы не боитесь классической фантастики, где на протяжении сотни страниц никто не будет использовать лазерную пушку, то на эту трилогия точно стоит обратить внимание. Робинсон творит историю на страницах своих романов. Причем каждая книга, посвященная разным стадиям колонизации Марса и охватывает целую эпоху. Так что читатели станут свидетелями всех самых важных событий в судьбе Красной планеты.
«Воспоминания о прошлом Земли» Лю Цысиня
Цикл Лю Цысиня буквально «взорвал» мир научной фантастики, когда, наконец, добрался до Запада из родного Китая. Читателей и критиков поразило то, с какой фантазией можно обыграть выход за пределы знакомой нам науки и обыгрывать казалось бы традиционные для жанра идеи вроде столкновения с инопланетянами. У Лю Цысиня много интересных идей о развитии другой разумной жизни во вселенной и возможностях взаимодействовать с ними. Трилогию «Воспоминания о прошлом Земли» нельзя, пожалуй, назвать просто масштабной. Она на редкость эпическая.
Правда, настоящая эпика начинается ближе к концу. А начинается все с Китайской культурной революции, а затем действие переносится в наши дни, когда человечество сталкивается с серьезным кризисом науки. Некая сила давит на ученых, которые начинают видеть загадочный таинственный отсчет, пока не отказываются от своих исследований. В то же время выходит популярная компьютерная игра о планете Трисолярис, существующей в системе трех светил. Хотя «просто игрой» это будет казаться недолго.
И все это подводит нас к одному из самых нетривиальных противостояний челоевечства и инопланетян в истории фантастики. Книги Цысиня вообще отличаются редкой оригинальностью, а «человеческое» и «космическое» в них переплетаются между собой очень гармонично. Это история про людей, подчас людей сломанных, запутавшихся и отчаявшихся. О том, как мы одиноки и беззащитны в непостижимой Вселенной. И что мы можем там найти — вопрос открытый. Иногда остается только надеяться, что оно не найдет нас.
«Академия» Айзека Азимова
Межзвездная человеческая империя может переживать расцвет, но он не будет вечен. Так говорит наука психоистория, которая сулит неминуемый закат цивилизации. Осталось пятьсот лет. Чтобы крушение не оказалось полным, следует действовать уже сейчас. С этой мыслью Гэри Селдон основал Академию. Она должна следить за исполнением Плана, слепо повинуясь, когда появляется новая крупица информация, завещанная основателем. Разумеется, именно в то время, когда это будет необходимо, не раньше и не позже.
У «Академии» сложная структура — первая трилогия написана Азимовым еще в 1950-х годах, а позднее появились предыстории и продолжения. Цикл полон сложных и оригинальных экономических, социологических, психологических, научных и псевдонаучных допущений. Больше интересуясь полотном истории Галактики, чем точными техническими деталями, Азимов пишет скорее «мягкую», социальную фантастику. И, чтобы охватить такой масштаб, автору понадобится много запоминающихся персонажей. При этом чувствуется замысел, что отдельные герои не могут взять и переломить ход истории.
Сюжет охватывает сотни лет и, разумеется, План успеет побывать и под угрозой, и под вопросом. Но автор старается быть верным собственной концепции психоистории, не отрекаясь от нее сгоряча. При этом в конечном итоге главной моралью «Академии» не становится детерминизм. Больше в этот цикл вложено мыслей о важности хранения и передачи знаний, истории. О жертвах, которые люди готовы принести ради того, во что верят. И как иногда бывает просто по-человечески тяжело, даже если у тебя в жизни есть Высшая Цель. Но все это — разные грани одной масштабной истории амбициозного проекта Гэри Селдона (и Айзека Азимова), от замысла до результата.
«Песни Гипериона» Дэна Симмонса
Сюжет тетралогии «Песни Гипериона» повествует о далеком будущем, где Земли уже нет на космических картах, а люди расселились по Вселенной, организовав сверх-государство Гегемонию. Произведение проходит по тонкой грани между магическим и фантастическим. Все планеты Гегемонии связывает сеть порталов, управляемых искусственным интеллектом. В результате космические путешествия становятся чем-то совершенно обыденным… Если ты, конечно, не принадлежишь к флоту Бродяг, которые решили строить свою жизнь там, где множественные искусственные интеллекты их не достанут. Многие технологии работают в первую очередь благодаря Связующей Бездне, таинственному и нестандартному источнику энергии.
В первых двух книгах мы увидим весьма разношерстную компанию героев: священник, полковник, поэт, ученый, детектив, тамплиер и консул Гегемонии. Они предстают перед нами как паломники из пророчества, отправляющиеся на планету Гиперион ко Гробницам Времени. Первая книга почти целиком посвящена чудесам вселенной «Песен Гипериона» и знакомству с персонажами, когда мы узнаем, что именно ведет на Гиперион каждого из них. Во второй сюжет начинает развиваться стремительнее. А в третьей и четвертой книгах фокус смещается, и действие переносится в будущее стремительным прыжком, к новым персонажам и еще более судьбоносным событиям.
Симмонсу удается восхитительно играть на контрастах. Космос, но сказочный. Каждые две книги — самостоятельные произведения, но все же связь между ними очевидна. Атмосфера первой книги, «Гипереона», дробится в зависимости от того, какому из героев посвящена часть, но роман остается цельным и считается самым сильным во всей серии. Наблюдать это балансирование над бездной — бесконечно увлекательно, как и позволять автору раз за разом удивлять нас тем, насколько безграничен мир его фантазии.