5 лучших научно-фантастических романов о переносе сознания
«Гамбит девятихвостого лиса» Юн Ха Ли
Космической империей гекзархата управляют довольно запасливые люди. Когда у них появился лишний гениальный генерал, сошедший с ума и истребивший собственную армию, они подумали, что его, конечно, надо убить. Но вдруг когда-нибудь в хозяйстве пригодится? Поэтому сознание Джедао, не проигравшего ни одной битвы, было выгружено и сохранено на черный день в «черной колыбели». И надежно хранилось там, пока вся империя помнила о нем, как о безумце и архипредателе.
И действительно пригодилось! Бывают ситуации, которые кажутся безвыходными. Например, когда еретики захватывают стратегически важную крепость и кажется, что вытравить их оттуда будет невозможно, ведь та практически неприступна. А захват ее еретиками ставит всю империю под угрозу. Оружие и техника здесь работают, когда все следуют правилам общего календаря, а календарная ересь может существенно мешать их функционированию. Из крепости влияние еретиков может распространиться на целые системы.
Так что проштрафившуюся, но талантливую офицера Кел Черис не могут отравить на эту самоубийственную миссию с пустыми руками. И ей «выдают» с собой сознание Джедао. Всего лишь голос в голове, как он может навредить Империи в таком виде? Зато, если у Черис выйдет с ним договориться, его советы могут оказаться бесценны для выполнения сложнейшей миссии.
«Шесть пробуждений» Мера Лафферти
Шесть клонов — персонал космического корабля, который несет сотни колонистов к новому дому. Работа не из приятных, но кто-то должен ее выполнять. В основном те, кому по тем или иным причинам нет места на Земле. Впрочем, жаловаться на столь бессмысленную трату своей жизни не приходится. Умираешь — просыпаешься в специальной капсуле в новом теле, и никаких проблем. Ну, в теории никаких проблем.
«Шесть пробуждений» рекомендуют читать в первую очередь как герметичный детектив с элементами триллера. Сюжет начинается с момента, когда все шесть персонажей просыпаются одновременно, потому что их прошлые версии были убиты. Несколько лет памяти — стерты, а корабль не в лучшем состоянии. И последовательно мы отправляемся на поиски скелетов в шкафах всех действующих лиц, а припрятано их там немало. Кому можно доверять — совершенно неясно, помощи явно ждать неоткуда.
Но в процессе поиска скелетов в шкафах мы заодно находим множество увлекательных идей автора относительно правил функционирования общества, где клонирование стало нормой. С его помощью можно практически бесконечно продлять жизнь, просто перенося сознание в новые тела. Сложные этические ситуации, новые законы и частные ситуации, которые приходится решать между клонами и оригиналами, или между двумя различными клонами одного человека. Процесс, который выглядит максимально удобно со стороны, при ближайшем рассмотрении оказывается ужасающе запутанным и ставит перед человечеством сложные моральные вопросы. И все персонажи автора оказываются наглядной иллюстрацией, что рано или поздно, если что-то может пойти не так, оно идет не так.
«Падение, или Додж в Аду» Нила Стивенсона
Как вы относитесь к идее цифровой загробной жизни? Готовы ли к тому, что после того, как ваше тело умрет, мозг будет отсканирован и воссоздан с помощью компьютера. Те же процессы. Та же личность. Тело-симулякр и безграничная виртуальная реальность, чтобы продолжать существование. Вы бы согласились на такое?
Нил Стивенсон, классик интеллектуальной фантастики, ставит перед нами смелые вопросы жизни и смерти. И одной из основных завязок истории служит сама идея Битмира — цифровой загробной жизни — и происходящее в нем. Это немного история Эдема, который будет осквернен, немного — сага о том, что происходит с компьютерными системами, где при бета-тесте не отладили все баги. А ведь в такой смелой задумке, на таком высоком уровне науки, сплавляющей биологическое с цифровым, ошибки неизбежны.
Впрочем, Стивенсон не смог бы продемонстрировать всю сложность ситуации, не оставив возможности смотреть на то, что происходит с реальным миром по мере того, как растет и развивается Битмир. Ведь это, пожалуй, самое интригующее: как меняются люди, когда сталкиваются с потенциальной возможностью бессмертия? Пускай даже компьютерного, «виртуального». Зато гарантированного при выполнении определенных условий. Понятно, что человек, как всегда, хотел как лучше. А как получилось на этот раз?
«Падение» — это глубокая и местами жуткая книга, не лишающая надежды на свет в конце тоннеля. Здесь сходятся в схватке торжество чистого разума и проблемы человеческой натуры, а победа рукотворного над естественным не всегда к лучшему. Но Стивенсон действительно любит решать сложные задачи, и делает это красиво.
«Видоизмененный углерод» Ричарда Моргана
Действие «Видоизмененного углерода» развивается в XXVII веке. Уже значительное время все люди с самого раннего возраста снабжаются стеками — специальным устройством, которое записывает все воспоминания человека и личность носителя. Оно вживляется в основание шеи и при его помощи сознание можно загрузить в новую оболочку. Теоретически человечество обеспечило себе вечную жизнь. На практике, понятное дело, все работает не так просто. Например, католики считают, что в процессе таких манипуляций теряется душа, и не пользуются этим чудом техники. Или, чтобы позволить себе действительно хорошее новое тело, на него нужно копить половину жизни, и некоторые люди, сменив пару оболочек, решают, что пожили достаточно и лучше позволяют себе хоть раз нормально съездить в отпуск. В полной мере благами технологии пользуются только богачи, становясь от этого все более и более влиятельными и отдаляясь от этики простых смертных.
Кстати, в мире Моргана это помогает осуществлять и космические путешествия. Однажды завезли на другую планету все необходимое оборудование (корабль летел много десятков лет, потому что преодолевать скорость света еще не научились), и можешь пересылать туда данные стеков. Соответственно, путешественник просто проснется на другой планете в новой оболочке. Правда, чтобы использовать это в целях поддержания порядка, пришлось создать специально обученных Посланников, разум которых натренирован на мгновенную адаптацию к любым условиям.
Вселенную «Видоизмененного углерода» никому в здравом уме не придет в голову назвать утопической, но и до антиутопии ей далеко. Это скорее атмосферный киберпанк, где герой-наемник (и бывший Посланник) берется расследовать не окончательную, но загадочную смерть богатея. Боевик, немного нео-нуар, где автор весьма изобретательно использует фантастическое допущение, чтобы неожиданно закручивать сюжет.
«Дети времени» Адриана Чайковски
«Дети времени» — очень разноплановая фантастика, которая затрагивает множество интересных вопросах. Тут есть ускоренная эволюция и развитие общества существ, отличных от людей. Есть вопрос страха перед неизвестным, истории о торжестве науки и душераздирающем самопожертвовании. Здесь есть невероятно проникновенная и при этом ненавязчивая любовная линия двух людей, которым просто нужно что-то успокаивающее перед огромной пустотой и безразличием космоса. И, наконец, есть сюжетная линия о последствии переноса сознания человека в системы космического корабля. Экспериментальная даже на самой высокой точке развития человечества система, где ИИ делает слепок личности, создавая условную копию поверх себя. К чему же это приводит?
У Авраны Керн не было другого выбора. Она была отрезана от цивилизации в наблюдательной гондоле с ограниченными ресурсами. Она не знала, как долго системы смогут поддерживать в ней жизнь, и когда сможет прийти помощь (сможет ли?). Она ложится в долгий и глубокий сон, сделав слепок своей личности, чтобы ИИ мог решать самые базовые вопросы вместо нее. И разбудить оригинал при необходимости. Вот только, когда необходимость, наконец, настало, сознание и тело оригинала будут в совершенно безумном, пугающем состоянии. Система полностью заменяет собой Аврану Керн. Система тоже безумна по‑своему, но все-таки эта вечная женщина, самый мощный искусственный интеллект из оставшихся со времен Старой Империи, выжила. Но сколько испытаний ей приходится пройти ради этого трудно выразить парой фраз.
Когда капитан корабля-ковчега «Гильгамеш» узнает, что в Старой Империи была такая технология, ему приходится крепко задуматься. Миссия сложна, предстоящая битва за пригодную для жизни планету наверняка будет сложной. Кто это выдержит, кроме него? Но переживет ли он следующий перелет? Эти мысли выливаются в драматическую историю гражданской войны на звездолете, который мчится к своей гибели. Действительно ли капитан знает, что делает? Или он просто мечтает о вечной жизни? Или сошел с ума? Старший инженер уверена, что системы корабля не переживут такого вмешательства. Ситуация накаляется до предела и обрастает сложными выборами и вопросами, выходящими далеко за пределы холодной стратегии.