5 главных вопросов о первой пилотируемой миссии SpaceX
В ожидании запуска (его прямая трансляция опубликована здесь), который легко могут и перенести по самым разным причинам, предлагаем читателям ответы на самые главные вопросы о миссии SpaceX Demo-2.
1. Что вообще происходит?
Незадолго до окончания полетов Space Shuttle, НАСА запустило программу Commercial Crew Program (CCP), целью которой было создание недорогих многоразовых космических кораблей для доставки астронавтов на МКС и обратно. Это был первый подобный конкурс в истории космонавтики — вместо совместной разработки правительственными и коммерческими структурами, агентство опубликовало запрос на создание технических решений по заданным требованиям.
Спустя несколько этапов программы, в ней остались всего две компании: SpaceX и Boeing. Они предложили существенно различающиеся космические корабли (Crew Dragon и CST-100 Starliner, соответственно), которые в настоящий момент завершают свои испытания. На среду, 27 мая, запланирован первый запуск «Дракона» с астронавтами на борту.
2. Каковы цели полета и сколько продлится миссия?
Demo-2 — это пилотируемый тестовый полет, в ходе которого будут проверены все системы корабля (кроме аварийного спасения во время старта, хотя и это не исключено). Это будет первый запуск астронавтов с территории США почти за девять лет. На основании итогов миссии НАСА и SpaceX завершат сертификацию космического корабля Crew Dragon и ракеты-носителя Falcon 9 для пилотируемых полетов.
Основные этапы миссии ПМ уже описывала в отдельной статье. Что интересно, как раз длительность всего полета на МКС не обозначена заранее. Она может быть как чрезвычайно короткой (в случае аварийного прекращения старта), так и весьма длинной — до четырех месяцев. Планируется, что оба астронавта пробудут на орбите не менее месяца. Все зависит от того, как пассажирская модификация Dragon покажет себя в космосе.
3. Почему это так важно?
Для США успех программы CCP будет означать возвращение независимости в вопросе доставки людей в космос. Что немаловажно, теперь все бюджетные деньги, которые уходят на отправку астронавтов к МКС будут оставаться в стране и послужат развитию отрасли (а, надо признать, Роскосмос за 9 лет монополии изрядно задрал ценник — в два раза, до 60 миллионов долларов за место). Кроме того, наличие двух (даже если и всего одного) совершенно новых и успешно проверенных пассажирских космических кораблей явно показывает уровень технического развития соответствующей индустрии.
Для всего мира этот запуск и весь полет покажет, что началась новая эра освоения космоса — на более дешевых, надежных и современных технологиях. Даже если это не подстегнет другие компании и страны в разработке собственных аналогичных решений, то на рынке появится сразу два новых игрока, готовых предоставлять всем потенциальным заказчикам услуги «извоза до космоса». По сути, тоже самое, что SpaceX сделали на рынке непилотируемых запусков.
4. Откуда столько шумихи?
Это же американцы, куда без этого? Справедливости ради, на этот раз повод для гордости на сто процентов достойный. Миссия обставлена с максимальной помпой: как со стороны NASA, так и со стороны SpaceX были развернуты масштабные компании поддержки. Но даже без их учета, в англоязычном сегменте интернета Demo-2 вызвала отклик невероятной силы у самой разной аудитории.
В миссии много символизма. Например, сейчас на МКС находится американский флаг, который был доставлен еще «Шаттлом» с одним единственным условием — вернуть его на Землю может только астронавт, запущенный с территории США. А на корабле Crew Dragon находится изображение нашей планеты, составленное из ста тысяч выпускных фотографий студентов со всего мира. Наконец, на обшивку ракеты, корабля и скафандры астронавтов нанесен легендарный логотив NASA «червячок», который использовался агентством во времена программы «Аполлон».
5. Насколько вообще разумно привлекать «частников» к столь ответственным проектам?
Грузовой Dragon, который уже более 20 раз летал к МКС и показал свою надежность
На этот вопрос можно ответить довольно просто — словами главы НАСА Джима Брайденстайна. По его мнению, частные компании, такие как SpaceX, обладают качеством, которое само агентство и его «грузные» подрядчики давно лишились или вовсе не обладали: готовностью ошибаться. Частники оперируют средствами, за которые они никому не должны отчитываться, кроме своего инвестора или директора. А государственная структура вынуждена обосновывать каждые траты бюджета, пополняемого из налогов граждан, и если проект или техническое решение оказываются провальными, это приводит к проблемам.
НАСА ставит перед частниками задачу, формулирует требования и критерии безопасности, а также выделяет небольшой по своим меркам бюджет (фактически, по сравнению с бюджетами космических программ он смехотворен) и затем проверяет результат. Если он устраивает комиссию агентства или требует незначительных доработок его принимают и выделяют новые средства на производство, если нет — компания просто вылетает из конкурса.
При этом, НАСА контролирует все испытания, касающиеся безопасности и назначает новые, если на какой-то вопрос агентства результат теста не ответил. Например, в общей сложности только система аварийного спасения Crew Dragon прошла более тысячи испытаний, многие из которых были проведены после того, как бывшая в эксплуатации капсула взорвалась. Приведшую к этому особенность конструкции устранили на корню.
В итоге НАСА получает готовый, максимально эффективно произведенный, испытанный и недорогой корабль. Который в эксплуатации стоит дешевле собственных проектов, а на его разработку было потрачено совсем немного средств из бюджета, особенно если сравнивать с проектами под эгидой агентства.
Заключение
Запуск 27 мая могут перенести, да и закончиться он может не самым лучшим образом. Но это испытания, причем первые в своем роде. Остается только удивляться, в сколь замечательное время мы живем — когда компания-выскочка за полтора десятка лет проходит путь от испытаний прототипа, собранного на последние деньги, до запуска астронавтов на орбиту.