50 интересных фактов про московское метро, которые не знают даже москвичи

Московское метро является самым крупным в Европе по длине линий. Оно было запущено почти 100 лет назад и с тех пор претерпело немало изменений.

Это главный общественный транспорт в Москве, которым ежедневно пользуются миллионы человек.

Мы собрали 50 фактов о московском метро, многие из которых могут удивить.

1. Когда открылось метро

Московское метро открылось 15 мая 1935 года в 7 часов утра. На момент запуска оно насчитывало 13 станций и имело длину 11,2 км.

2. Когда появилось идея метро в Москве

Впервые о строительстве метро заговорили в 1875 году. Инженер Василий Титов предложил проложить подземную железную дорогу от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи.

3. Когда начало строительство метро

Проект метрополитена был завершен в ноябре 1931 года, а уже 10 декабря началось строительство первой станции.

4. Первая станция

«Сокольники» является первой станцией московского метро. С неё началось строительство метро, а к моменту открытия Сокольническая линия насчитывала 13 станций.

5. Сталин хотел подземное метро

Изначально метро задумывалось как наземный транспорт, а под землей должны были располагаться небольшие участки путей в центре города. Сделать метро полностью подземным в 1932 году предложил инженер управления Метростроя Вениамин Маковский. Его идею никто не поддержал, кроме Сталина. Этого было достаточно, чтобы сделать метро полностью подземным.

6. Как начиналось строительство

На первых этапах у рабочих были только кирки и лопаты. В 1934 год СССР купил в Великобритании тоннелепроходческий щит для бурения тоннелей под землей. Спустя несколько месяцев советские инженеры создали аналог этого аппарата.

7. Когда был запущен первый поезд

Первый тестовый поезд прибыл на станцию «Комсомольская» 15 октября 1934 года. Он состоял из двух вагонов: моторного №1 и прицепного №1001.

8. Самая глубокая станция

«Парк Победы» является самой глубокой станцией (73 метра) московского метро. Здесь также находятся самые длинные эскалаторы (126 метров).

9. Первые турникеты

wp-image-1236732wp-image-1236734

В 1952 году на станции «Красные Ворота» появились поворотные турникеты. Но они не прижились из-за малой пропускной способности, и к 1959 году их заменили на створчатые турникеты.

10. Самая неглубокая станция

«Печатники» — самая неглубокая станция метро Москвы. Глубина её заложения составляет всего 5 метров.

11. Самая узкая станция

Самой узкой станцией является «Волгоградский проспект». Ширина её платформы составляет 4 метра.

12. Самая длинная станция

«Воробьёвы горы» — самая длинная станция (284 метра). Кроме того, это первая станция в мире, расположенная на мосту над рекой.

13. Самая «кривая» станция

«Александровский сад» является самой «кривой» станцией. Радиус кривизны платформы составляет 750 метров, из-за этого машинист не видит последних вагонов поезда.

14. Станция, которая чаще всего меняла названия

Станция «Охотный ряд» три раза меняла своё название. Сначала она называлась «Охотный ряд», потом «Имени Кагановича», «Проспект Маркса» и теперь снова «Охотный ряд».

15. Станция, которая строилась дольше всех

40 лет — столько строилась станция «Спартак». Её строительство началось в 1975 году, затем стройка была заморожена, а её каркас засыпали землей. Работы возобновились только в 21-м веке, станция открылась в 2014 году.

16. Самая загруженная станция

wp-image-1236741wp-image-1236742

Самой загруженной станцией является «Комсомольская». Ежедневно через её турникеты проходит около 180 тысяч человек.

17. Самая длинная линия

Большая кольцевая линия — самая длинная линия московского метрополитена, протяженность которой составляет 62,5 км. Также это самая длинная линия метро в мире.

18. Самая короткая линия

Каховская линия — самая короткая в метро Москвы. Её длина всего 3,3 км, на ней расположено три станции: «Каховская», «Варшавская» и «Каширская».

19. Линии, которые в основном находятся на поверхности

Филёвская и Бутовская линии являются единственными, большая часть которых расположена на поверхности.

20. Станция с путями посередине

«Александровский сад» — это единственная станция в московском метро с боковыми платформами и путями посередине.

21. Самое большое расстояние между станциями

Самый длинный перегон находится на участке от станции «Крылатское» до «Строгино», его протяженность составляет 6625 метров.

22. Самое короткое расстояние между станциями

Самый короткий перегон между станциями «Арбатская» и «Александровский сад», длина которого всего 328 метров.

23. Самая тихая станция

Станция «Пражская» является самой тихой в метро. Это связано с тем, что её путевые стены покрыты особой керамической плиткой, которая поглощает звук за счет воздушных пор.

24. Частная станция

Станция «Мякинино» — первая и единственная станция во всем российском метро (не только московском), которая была построена с участием частных инвестиций.

25. Рекордный год по количеству новых станций

В 2018 году было введено 18 новых станций, что до сих пор является рекордом.

26. Сколько всего станций

Всего в московском метро 263 станции, без учета монорельса и Московского центрального кольца.

27. Обычный пассажиропоток

В 2022 году среднесуточный пассажиропоток составил 5,649 млн человек. Самое большое количество человек в метро наблюдается с 8:00 до 9:00 и с 18:00 до 19:00.

28. Сколько вагонов в метро

Московское метро насчитывает более 6000 вагонов.

29. Самые старые вагоны

Электровагоны 81–717/714 на данный момент являются самыми старыми среди всего подвижного состава. Они выпускались с 1976 по 2021 год.

30. Первый вагон

Вагон А №1 был первым электровагоном в московском метро.

31. Где выпускают вагоны для метро

Вагоны для московского метро всегда производятся на Метровагонмаше (Мытищинском машиностроительном заводе).

32. Когда появились первые эскалаторы

Первые эскалаторы были запущены одновременно с открытием метрополитена в 1935 году. Модели Э-10 и Н-30 изготовили за один год на заводе «Красного металлиста».

33. Сколько депо в метро

На данный момент в московском метро действуют 22 электродепо. Из них три — «Замоскворецкое», «Нижегородское», «Аминьевское» — работают в составе Большой кольцевой линии.

34. Сколько людей работает в метро

К концу 2020 года в московском метро работало более 66 тысяч человек на 200 различных специальностях.

35. Как оплачивался проезд

Изначально в метро использовались бумажные билеты, которые действовали 35 минут. К концу 1950-х годов появились металлические жетоны. В 1961-м их заменили на пятикопеечные монеты, а в 1991 году жетоны вернулись и использовались до 1999 года.

36. Как выглядела первая схема

Первая схема московского метро появилась в 1935 году. Тогда на ней была изображена одна ветка красного цвета.

37. Главное преимущество метро 89 лет назад

Поездка на метро от «Сокольников» до «Парка культуры» длилась 21,5 минуты на момент открытия. Тот же маршрут на трамвае занимал более двух часов.

38. Строительство во время войны

Во время Великой Отечественной войны в столице было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций.

39. Бомбоубежище в метро

Также во время войны метро часто использовалось в качестве бомбоубежища. Главной была станция «Маяковская», она вмещала до 50 тысяч человек.

40. Последние станции

«Физтех», «Лианозово» и «Яхромская» являются самыми свежими станциями. Они открылись 7 сентября 2023 года.

41. Скорость мобильного интернета

Средняя скорость загрузки на Большой кольцевой линии составила 358 Мбит/сек у МегаФона, 321 Мбит/сек у МТС, 285 Мбит/сек у Билайна и 58 Мбит/сек у Tele2. Это результаты нашего собственного масштабного теста, который мы провели в прошлом году.

42. Скорость поездов

Средняя скорость поездов составляет 41 км/ч, минимальный интервал движения поездов — 90 секунд, а средняя дальность поездки — 15 км.

43. Почему нет урн

До 1990-х в метро были урны, но потом их убрали для защиты от терроризма.

44. «Секретное» метро

В Москве якобы есть второе метро, расположенное под основным на глубине 50–250 метров. На самом деле, это сеть подземных туннелей, которые были построены при Сталине.

45. Почему ветки цветные

Первая схема метро с цветными ветками появилась в 1957 году. Разные цвета начали использовать, чтобы упростить перемещение иностранцев во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

46. Станции, которые закрылись

За все время существования метро было закрыто две станции: «Первомайская» и «Калужская». Они обе были конечными, но после продления линий и строительства новых станций, потребность в «Первомайской» и «Калужской» пропала. «Первомайская» закрылась в 1961 году, а «Калужская» — в 1974 году. В тех же годах были открыты новые одноименные станции, которые работают до сих пор, но находятся они в других местах.

47. Планы на новые станции

К 2033 году в Москве планируется построить ещё 39 станций. По оценкам заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, через 10 лет практически у каждого жителя Москвы станция метро будет в пешей доступности.

48. Логотип метро

Красная буква М с самого начала использовалась в качестве логотипа московского метро. В последний раз логотип немного переделали в 2014 году.

49. Объявление остановок в метро

При движении в центр города станции метро объявляет мужской голос, а из центра — женский.

50. Рекордный пассажиропоток

6 сентября 1997 года был зафиксирован рекордный пассажиропоток. В этот день метро воспользовались 14 млн пассажиров. Рекорд был достигнут во время празднования 850-летия Москвы.

Что ещё почитать про метро

Метро, безусловно, интересный вид транспорта, в котором есть много интересных особенностей. У нас есть несколько интересных статей на эту тему:

©  iphones.ru