45 лет в эфире: история успеха HBO — первого платного телеканала США
Самые дорогие, рейтинговые и лучшие, по признанию критиков, сериалы, эксклюзивные боксерские бои и трансляции матчей НХЛ, НБА и многих других спортивных турниров позволили HBO нарастить число подписчиков с четырех сотен до пятидесяти миллионов и стать одним из крупнейших провайдеров контента. Обозреватель vc.ru изучила историю самого известного кабельного телеканала.
Самый старый платный телеканал HBO появился в эфире в 1972 году. За год до этого Чарльз Долан — глава первой городской подземной кабельной телевизионной системы в Соединенных Штатах — пришел в корпорацию Time-Life с идеей нового кабельного телеканала. Компания провела опрос в нескольких городах на тему, готовы ли зрители платить за телевидение. Большинство наотрез отказалось.
Спустя месяц компания Time-Life предложила новые условия: бесплатную установку оборудования и первый месяц использования в подарок. Уже половина опрошенных была согласна попробовать. Оставалось придумать название и запустить сервис. Home Box Office было рабочим вариантом, но из-за дедлайна руководство Time-Life решило выйти в эфир с черновым названием, а позже сменить его на что-то другое. Однако этого так и не случилось, единственное — позже оно было сокращено до HBO.
Свое вещание канал начал с показа фильма «Иногда великая идея» с Полом Ньюменом и Генри Фордом в главных ролях. Сразу после картины была трансляция матча НХЛ с Madison Square Garden.
Первыми подписчиками HBO за $6 за месяц стали жители городка Уилкс-Барре в штате Пенсильвания. Абонентов было всего 365 человек, но именно благодаря им телеканал и начал свое существование. В 1984 году на центральной площади города была установлена мемориальная доска в качестве признания первым зрителям.
В середине 70-х годов кабели стали прокладываться даже в густонаселенных районах американских городов, и это совпало с тем, что федеральное правительство сняло ограничения на выбор фильмов и спортивных передач для телеканалов. Количество зрителей, которые решили платить за услуги кабельного телевидения, выросло с пятидесяти тысяч в 1974 году до 1,5 миллионов в 1978 году. К 1975 году число абонентов HBO приблизилось к ста тысячам. В этом же году впервые телевизионная сеть по спутнику передала раздельные программы для восточного и тихоокеанского поясов. Телеканал HBO стал первым национальным кабельным каналом.
В 1976 году на HBO стартовала одна из первых успешных программ «Шоу Бетт Мидлер».
В 1977 году телеканал получил свою первую прибыль. А уже на следующий год десятки тысяч клиентов ушли к конкуренту — телеканалу Showtime. Это случилось в результате сделки между головной компанией конкурента Viacom и одним из крупнейших операторов кабельных систем США. Телеканал HBO решил сосредоточиться на сетке вещания — покупке новых фильмов и показе собственного «Шоу Юных Юмористов», в котором, в частности, дебютировал актер Робин Уильямс.
В 1978 году Time купил за $145 миллионов второго по величине оператора кабельных систем в США в надежде, что основная часть клиентов (675 тысяч человек) компании подпишутся на HBO. У телеканала появились деньги и он стал готов платить за фильмы больше, чем конкурент. HBO достались лучшие фильмы, а как следствие и больше абонентов. В это время, например, компания приобрела за $35 миллионов целый блок из сорока картин киностудии MGM.
Кроме того, HBO вложило деньги в съемку новых проектов в обмен на эксклюзивные права показа, несмотря на то что фильмы могли и не понравиться зрителям. Новый подход только злил кинобоссов, но изменить этого они уже не смогли. В 1980 году HBO представил второй кабельный канал Cinemax, с более дешевой подпиской, и новичок стал главным конкурентом Showtime. Позже головная компания Viacom обвинила HBO в занижении абонентской платы с целью выжать конкурента из бизнеса.
В течение первых девяти лет канал был в эфире только в промежутке с 15:00 до 00:00. В 1981 году HBO перешел на круглосуточное вещание. К 1982 году у канала насчитывалось 9,8 миллионов подписчиков — это около половины всех абонентов платного телевидения и $100 миллионов дохода. Телеканал в три раза превосходил главного конкурента Showtime. Например, за фильм «Бешеный бык» HBO заплатил $1,4 миллиона или около 15 центов с абонента. Тогда как Showtime покупал фильм менее, чем за $1 миллион и подписчик платил за него больше, чем 30 центов.
Следующим шагом HBO стало заключение договора с Columbia Pictures и CBS о создании первой за последние сорок лет новой американской киностудии Tri-Star Pictures. Каждая компания вносила по $100 миллионов и HBO получала права на показ. Уже через год число подписчиков приблизилось к 13,5 миллионам, телеканал продюссировал телевизионные фильмы и работал над собственными комедийными программами.
В 1983 году выходит первый созданный для платного телевидения фильм «История Терри Фокса», снятый по заказу HBO. В том же году на телеканале состоялась премьера детского шоу «Скала Фрэгглов» (Fraggle Rock). Телеканал выпускал собственные детские программы до 2001 года, а после они перешли в вещание еще одного телеканала HBO- HBO Family.
После всех успехов, 1984 год стал для HBO провальным. Для начала замедлились темпы строительства новых кабельных систем в таких важных для телеканала городах как Чикаго, Филадельфия, Детройт и Балтимор. Еще одна причина неудачного года — все больше людей стали покупать видеомагнитофоны, в стране резко выросло количество видеопрокатов. С уменьшением количества подписчиков, упали и доходы компании.
Все это привело к смене руководства. Новый председатель совета директоров Майкл Джей Фукс уволил 125 сотрудников компании, вложил $20 миллионов долларов в новую рекламную кампанию телеканала и пересмотрел условия сделки с Columbia Pictures. Таким образом компания HBO потеряла эксклюзивные права на показ некоторых фильмов.
В это же время основной конкурент Showtime ввел новое правило — телеканал получал эксклюзивные права на фильм или не показывал его вообще (до этого сразу оба канала могли купить права на трансляцию). Цены на фильмы выросли. Тем не менее, в 1986 году телеканал HBO приобрел права на 125 фильмов кинокомпании Warner Brothers за $600 миллионов сроком на пять лет, а также на 72 картины MGM на четыре года. В следующем году компания купила 85 фильмов Paramount Pictures на пять и более лет.
В конце 80-х годов компания HBO анонсировала появление нового круглосуточного комедийного телеканала. В то время в США набирал популярность жанр стэндап-комедии и опросы показали, что зрители готовы платить за такой контент. В ноябре 1989 года Comedy Channel начал свое вещание для шести миллионов подписчиков. Однако аналитики утверждали, что для того, чтобы выжить нужно не менее двадцати миллионов абонентов. В 1990 году HBO вложила $38 миллионов в рекламную кампанию нового телеканала.
В начале 90-х годов аналитики прогнозировали конец эры платного телевидения. Однако HBO не сдавалось — руководство закупало новые лицензии на спортивные трансляции и запустило активное наступление на иностранный рынок. Все это привело к росту числа абонентов — в 1993 году их стало 24,7 миллиона.
В середине 90-х годов телеканал HBO активно вкладывался в съемки фильмов и сериалов. В 1997 году телеканал получил девяносто номинаций на «Эмми», впервые в истории телевидения кабельная сеть была номинирована больше, чем широковещательная. Компания HBO совсем немного уступила NBC по количеству выигранных наград. Однако телеканал получил высокую оценку от критиков в частности за комединый сериал «Шоу Ларри Сандерса» и драматический «Тюрьма Оз». Все это означало для HBO окончательное признание от коллег, критиков и зрителей.
Спорт на HBO
С первого дня компания HBO делала ставку на спортивные трансляции. Помимо матчей НХЛ, телеканал показывал игры НБА (Национальной футбольной лиги), теннисного турнира Уимблдон. Особую роль телеканал отводил боксу. HBO и Showtime — два крупнейших кабельных телеканала, организующие и транслирующие боксерские поединки. В частности, HBO заключил личные контракты с известными боксерами Оскаром Де Ла Хоей, Ленноксом Льюисом и многими другими.
В 80-х годах на телеканале HBO выходил на ринг Майк Тайсон. Однако в начале 90-х годов боксер ушел к главному конкуренту — Showtime. В прессе писали, что спортсмену не понравилась критика в его адрес от телекомментатора HBO Ларри Мерчанта. Менеджер Тайсона попросил телеканал уволить журналиста, в ответ руководство отпустило боксера к конкуренту. По другой версии компания Showtime просто перекупила спортсмена, предложив ему в 1990 году $120 миллионов за 8–10 боев.
За многолетнюю историю телевидения всего несколько раз удавалось организовать бои между боксерами конкурентных телеканалов. Одним из них стал выход на ринг в 2002 году Леннокса Льюиса против Майка Тайсона. По причине личных контрактов не состоялись многие бои боксера Константина Цзю, который имел договор с Showtime, а его главные конкуренты с HBO.
Рейтинговые сериалы HBO
В 1998 году HBO показал пилотную серию сериала «Секс в большом городе». Фильм был основан на идее автора одноименной книги Кендис Бушнел, у которой за $50 тысяч телеканал приобрел права на экранизацию. В центре сюжета находятся четыре одинокие женщины возраста 30+, проживающие в Нью-Йорке. В каждом новом эпизоде главные героини сталкиваются с вопросами отношений, любви, дружбы и секса, попутно обсуждая их друг с другом.
Если в начале гонорар актрис был равный и составлял около $160 тысяч, к пятому сезона это сумма удвоилась — $325 тысяч за эпизод. Кроме того, актриса Сара Джессика Паркер выступила продюсером шоу, по некоторым данным её гонорар за эпизод достиг $3 миллионов.
За шесть сезонов сериал был 54 раза номинирован на «Эмми» — выиграл семь наград, 24 раза на «Золотой глобус» — стал восемь раз лидером в своих номинациях и трижды из 11 номинаций сериал получал награду от гильдии киноактеров. Все, к чему прикасался сериал — где снимался, что носили героини, что ели, какой техникой пользовались — становилось в миг популярным. Сам телеканал HBO считает, что сериал открыл для зрителей обувь Manolo Blahnik, капкейки и вибраторы. Финальный эпизод «Секса в большом городе», вышедший на телеканале HBO 2004 году собрал у экранов рекордное для сериала количество зрителей — 10,6 миллионов.
В 2008 году по заказу HBO был снят художественный фильм-продолжение «Секс в большом городе». При бюджете в $65 миллионов за первые выходные фильму удалось собрать $55,7 миллионов. Всего кассовые сборы составили около $415 миллионов.
Следующим драматическим телевизионным сериалом после «Тюрьмы Оз», снятым по заказу HBO, стал «Клан Сопрано». Сериал, появившийся в эфире в 1999 году, стал одним из самых успешных и рейтинговых в истории телеканала. Согласно данным HBO, в среднем эпизод «Клан Сопрано» смотрело 18,2 миллиона зрителей, этот рекорд удалось побить только к четвертому сезону сериалу «Игра престолов» — 18,4 миллиона зрителей.
Шесть сезонов, 86 серий, 21 премия «Эмми», пять «Золотых глобусов», $2 миллиона за серию — «Клан Сопрано» был признан одним из лучших телевизионных шоу США (уступил только «Симпсонам»). Главный герой — Тони Сопрано — всемогущий крестный отец, глава мафиозного клана итальянского происхождения, который сталкивается с обычными жизненными ситуациями и пытается преодолеть их при помощи психиатра.
Сериал не только поднял многочисленные проблемы — интеграция итальянского сообщества, трудности американской семьи, новый взгляд на мафию. «Клан Сопрано», по мнению аналитиков, заставил более серьезно отнестись к самому жанру телевизионного сериала, подняв его до уровня художественного фильма или театрального спектакля. В 2013 году Гильдия писателей Америки назвала сценарий «Клан Сопрано» лучшим за все время, TV Guide поставил его на первое место как лучший сериал всех времен. В 2007 году на телеканале HBO вышел последний эпизод «Клана Сопрано».
В 2011 году HBO презентовал новый и на данный момент самый рейтинговый для телеканала сериал — «Игра престолов». Основанный на романах Джорджа Мартина, телесериал в жанре фэнтези о вымышленном мире, где развернулась борьба между кланами за престол королевства, в эфире уже шесть сезонов. Всего, как обещают на телеканале, будет снято восемь сезонов, поэтому рекорд по просмотру эпизода еще может быть побит.
Каждый эпизод первого сезона стоил HBO $6 миллионов, второго сезона — $7 миллионов, шестого сезона — $10 миллионов. В бюджет «Игры престолов» инвестирует также Северная Ирландия — на ее территории проходит большая часть съемок. Вложив около $15 миллионов, казна страны получила около $100 миллионов прибыли от туристов, посетивших Северную Ирландию после выхода сериала на экран.
Однако самыми дорогими для HBO стали два минисериала о Второй мировой войне. Запущенный в 2001 году «Братья по оружию» обошелся телеканалу в $125 миллионов — $12,5 миллиона за эпизод. Еще $15 миллионов было потрачено на промокампанию. Сопродюсерами сериала стали Стивен Спилберг и Том Хэнкс. Они же в 2010 году представили еще один минисериал — «Тихий океан», бюджет которого начинался со $100 миллионов, но в результате обошелся в $200 миллионов. Каждый эпизод стоил от $18 миллионов до $27 миллионов, в результате он стал самым дорогим минисериалом в истории телевидения.
Помимо перечисленных сериалов телеканал HBO выпустил «Клиент всегда мертв», «Байки из склепа», «Прослушка», «Рим», «Девочки» и многие другие. Один из последних запущенных на телеканале сериалов — «Молодой папа» о кардинале Ленни Белардо — самом молодом в истории Папе Римском.
Первые десять эпизодов сезона снимались в течение трех лет на деньги сразу трех телеканалов HBO, Sky Atlantic и Canal+, каждый из которых вложил по 40 миллионов евро, часть денег поступила из Европейского регионального фонда развития. «Молодой папа» был продлен на второй сезон.
HBO сегодня
На сегодняшний день компания HBO включает в себя восемь каналов, транслируется более, чем в 50 странах, продукцию телеканала — фильмы, программы, сериалы — закупают более 150 стран. Абонентская база в США превышает 50 миллионов человек, во всем мире — более 80 миллионов подписчиков, в 2015 году доход HBO составил $1,9 миллиарда.
Одним из драйверов роста аудитории и просмотров является собственный продакшн. HBO уже давно зарекомендовали себя, как производитель качественного контента. Именно он и востребован по всему миру.
Чтобы производить качественные продукты, сервисам нужны деньги. Во всем мире, например, чтобы смотреть спортивные трансляции важных матчей, люди подключают кабельное телевидение, так как именно там представлен самый востребованный контент.
В этом плане российский рынок крайне самобытен, исторически здесь сложилось другое отношение к продуктам интеллектуальной собственности, в силу нерегулируемой пиратской деятельности в 90-х годах и отсутствия в ментальности понятия «платное телевидение». Но эта ситуация меняется благодаря усилиям всех участников рынка — онлайн-кинотеатрам, телеканалам, правообладателям. И последние несколько лет мы наблюдаем, как растет спрос на качественные VOD-продукты: как новинки (по транзакционной модели), так и подписки. За 2016 год в нашем сервисе вырос спрос на ТВ-потребление в подписках.
Виктор Чеканов, генеральный директор онлайн-кинотеатра Megogo в России
—
© vc.ru