Операторы «большой тройки» потратили свыше 45 млрд руб. на M&A-сделки в 2011-2012 гг.
Согласно данным ИАА TelecomDaily, сотовые компании «МегаФон», МТС и «ВымпелКом» в 2011 г. и первой половине 2012 г. потратили 45,24 млрд руб. на M&A-сделки в Москве, Санкт-Петербурге и российских регионах. Объектами сделок выступали, как правило, провайдеры, оказывающие услуги проводного широкополосного доступа и платного телевидения. Случаи приобретения сотовых активов выглядят единичными в общем объеме сделок.
В указанный период времени наибольший объем средств в приобретение смежных активов вложила компания МТС, которая затратила на эти цели 18,02 млрд руб. «ВымпелКом» выделил на сделки 14,67 млрд руб, а идущий по этому показателю третьим «МегаФон» — 12,55 млрд руб.
Крупнейшей сделкой МТС стала покупка 29% доли в компании МГТС за 10,56 млрд руб. «ВымпелКому» оператор «Новая телефонная компания» обошелся в 13,11 млрд руб. У «МегаФона» самым дорогим стало приобретение провайдера «НетБайНет» за 8,936 млрд руб. Все три сделки были совершены на московском рынке, стоимость активов на котором наиболее высока.
Кроме того, к крупнейшим сделкам представителей «тройки» за последние 18 месяцев, в порядке убывания стоимости сделки, относится покупка МТС «Телерадиокомпании ТВТ» (республика Татарстан) за 4,645 млрд руб., покупка «МегаФоном» компании «Югрател» (Ханты-Мансийск) за 2,4 млрд руб., приобретение МТС «Таском» (Москва) за 1,151 млрд руб., а «ВымпелКомом» — оператора «Элтел» (Санкт-Петербург) за 1 млрд руб. Замыкают топ-10 «самых дорогих» сделок МТС и компания «Альтаир» (Тула, 680 млн руб.), «МегаФон» и «ЧебNet» (республика Чувашия, 630 млн руб.), МТС и Inteleca (Барнаул, 545,8 млн руб.).
В общем объеме потраченных на M&A-сделки средств на операторов, оказывающих услуги в Москве и Санкт-Петербурге, пришлось 77%, то есть около 34,83 млрд руб. Однако это не означает, что сделки в регионах совершались реже: если в обеих столицах TelecomDaily зафиксировал шесть сделок, то в регионах их вдвое больше — 12. Соответственно стоимость активов за пределами КАД и МКАД оказалась существенно ниже.
Самыми востребованными у «большой тройки» регионами стали Урал (города Курган, Миасс, Челябинск, Ханты-Мансийск), Центральный регион (города Тула, Ярославль, Курск) и Поволжье (республики Удмуртия и Чувашия). По одной сделке было совершено в Сибири (Барнаул) и на Дальнем Востоке (Владивосток), что, по оценке TelecomDaily, достаточно четко характеризует ключевые географические интересы сотовых операторов.
© CNews