Около 40% российских компаний не полностью удовлетворены используемой СЭД

Компания «Логика бизнеса 2.0» (ГК «АйТи») представила результаты исследования «Российский рынок ECM 2012», проведенного совместно с аналитической компанией IDC Россия. Это первое подобное исследование в России.

Как рассказали CNews в компании, основной задачей исследования было определение уровня зрелости российских компаний при использовании решений для управления корпоративным контентом предприятия (ECM) и ответить на следующие вопросы: «Какие ECM-системы лидируют на российском рынке?», «Планируют ли российские компании бюджеты на расширение ECM-инициатив?», «Какие инструменты для управления корпоративным контентом используют российские компании?» и другие.

«Примечательно, что 39% респондентов заявили о том, что не полностью удовлетворены имеющейся в компании СЭД. Так что потенциал рынка СЭД достаточно велик», — в «Логике бизнеса 2.0». 17% тех, кому нужна автоматизация управления контентом уже сейчас, и 53% тех, кому она понадобится в ближайшее время — отличный потенциал для роста российского рынка ECM, уверены в компании. Исследование показало, что лишь 10% респондентов не имеют решения ЭХД и даже не планируют его внедрять. Остальные либо уже пользуются таким решением, либо хотят его внедрить.

Как правило, организацией работы с документами в организации занимается специальная функциональная структура, в которой выстроены соответствующие бизнес-процессы. Но примерно в каждой пятой организации такой структуры нет, и вопросы документооборота каждое подразделение решает самостоятельно. «Это весьма питательная среда для так называемой ползучей или партизанской автоматизации процессов, связанных с документооборотом», отметили в компании.


График ответов на вопрос «Кто в вашей организации отвечает за организацию работы с документами?»

Примечательно, что лидерами минирейтинга наиболее популярных СЭД стали не СЭД-системы («1С Документооборот» лишь третья в списке), а платформы — Lotus и Sharepoint. По мнению экспертов «Логики бизнеса 2.0», отдаваемое компаниями-респондентами предпочтение платформам может означать, что СЭД-функционал не слишком сильно востребован в данных организациях. «Им просто надо хоть как-то управляться с вопросами обработки неструктурированной информации. Но острота этой проблемы имеет свойство только нарастать, так что подход “хоть как-то” долгосрочным быть не может», — считают эксперты.


График ответов на вопрос «Какая СЭД функционирует сейчас в вашей организации?»

Как удалось выяснить в ходе исследования, организаций, в которых к системе СЭД были бы подключены все отделы, очень мало — всего 12% от опрошенных. Правда, в двух секторах, в государственном и финансовом, этот процент значительно выше — 63% и 25%. Чаще всего СЭД используют секретариат/канцелярия, бухгалтерия, юристы и высшие руководители компаний.


График ответов на вопрос «Какие отделы включены в работу с существующей СЭД?»

Примечательно, что на вопрос «Планирует ли сейчас организация формировать ИТ-бюджет на автоматизацию работы с неструктурированными данными?», свыше 45% респондентов ответили отрицательно. Планируют сформировать ИТ-бюджет, но конкретных действий пока не предпринимают свыше 25% опрошенных; планируют сформировать в ближайшие полгода приблизительно 12%. Бюджет уже сформирован более чем у 15% респондентов и еще чуть более 1% заявили о том, что уже приступили к его формированию.

Респондентам было также предложено провести самооценку уровня зрелости в области управления корпоративным контентом. Для этого они должны были выбрать одно из пяти утверждений, которое наиболее точно подходит к их организации. «Обычно график зрелости напоминает кривую нормального распределения, максимум которой (один) со временем перемещается от начального уровня к самому продвинутому. У нас же получилась обратная картина — с двумя максимумами на начальном и самом продвинутом уровнях», — отметили в «Логике бизнеса 2.0».

В ходе самооценки ответы выбирались компаниями на основе «быстрой самодиагностики», которая не позволяет провести взвешенный анализ. «Поэтому мы видим явное тяготение респондентов к категоричным оценкам: либо у нас все плохо, либо все отлично», — пояснили в компании.


Самооценка уровня ECM-зрелости

Согласно результатам исследования, средний индекс зрелости (то есть произведение коэффициентов проникновения и эффективности) среди опрошенных компаний составил чуть более 40%. «У большинства компаний индекс зрелости мало отличается от среднего значения. Высокая эффективность использования ECM-технологий зачастую компенсируется их низким уровнем проникновения (нефтегаз, транспорт и логистика), и наоборот (госсектор). Лучше всего ситуация в банковском секторе, хуже всего — в энергетике и ЖКХ», — резюмировали в «Логике бизнеса 2.0».

Индекс ECM-зрелости по отраслям
Индекс ECM-зрелости по отраслям

«В госсекторе сейчас идет активное внедрение систем по управлению корпоративным контентом. На ближайшее годы государство останется крупнейшим покупателем на рынке ЕСМ. Однако о полноценном внедрении ECM-решений речь пока не идет. Связано это с отсутствием гибкости в изменении регламентной базы, — прокомментировал результаты исследования Ильдар Ямалов, руководитель «Агентства по информационным технологиям Башкортостана». — Здесь наблюдаются только точечные проекты автоматизации органов государственной власти регионального уровня».

©  CNews