3 причины, почему донат в играх – это хорошо. Попробуйте поспорить

Моя геймерская юность пришлась на конец 1990-х — начало 2000-х. Когда фулпрайсом считались 35, 50, а потом 60… Нет, не долларов, а рублей за диск у метро «Выхино» у парня по имени Тигран. Даже интересно, где он сейчас?

Но времена меняются. В играх появились ненавистные донаты и микротранзакции. Естественно, реакция геймеров была предсказуемо-отрицательной. Особенно наших, которые чуть ли не с молоком матери впитали рефлекс хаять даже минимальные намеки на то, чтобы в интернете за что-то платить.

До недавнего времени я был полностью солидарен с общим мнением. Однако, спустя пару сотен игр, приходит большая взвешенность мнений и понимание, что любой труд должен быть оплачен. И вот тогда задумываешься, что донаты и микротранзакции — это не так уж плохо. А в чем-то даже хорошо.

И вот почему.

1. Более долгая поддержка игр


Рост стоимости разработки видеоигр со времен NES («Денди») до наших дней

Начнем с одной из главных причин, по которой донаты не только полезны, а просто необходимы. Не все игроки понимают, что разработка видеоигр — дело недешевое. Крупные издатели ежегодно тратят на разработку видеоигр миллионы долларов. Инди-разработчики неделями не разгибаясь пашут, чтобы вывести свои игры на рынок. Это не так просто.

20 лет назад разработчик просто делал игру, и на этом все заканчивалось. Патчи, багфиксы или дополнительный контент были редкостью. Все продавалось »как есть», и разработчики могли переходить к следующей игре.


Вот так выглядели The Sims. Этот баг так и не поправили.

В наши дни почти все игры представляют собой своего рода сервисы — это больше не отдельный продукт. Разработчикам нужно не только выпустить игру, но и поддерживать серверы, бороться с читами, решать проблемы с багами и создавать новый контент, чтобы интерес аудитории не угасал.

Все это стоит денег. И чтобы их поток не иссякал, а разработчики продолжали получать прибыль, микротранзакции просто необходимы.

2. Возможность играть в игры AAA-уровня бесплатно


Скриншот из потрясающей Destiny 2. Да, эта игра бесплатная.

В какой-то степени эта причина — следствие предыдущей. При грамотной организации донаты позволяют не только обеспечивать поддержку игры, но и сделать ее совершенно бесплатной. И если когда-то free-to-play игры были дешевыми поделками, то в последние годы это проекты AAA-уровня, в которые играют миллионы геймеров.

В тему: 10 самых популярных онлайн игр, в которые играет весь мир

Среди них есть как изначально бесплатные, так и перешедшие на free-to-play модель после платной подписки. War Thunder, Crossout, EVE Online, Destiny 2 — все это игры очень достойного качества, пусть и онлайновые. Хотя в Destiny 2, например, есть и сюжетная кампания.


Эта — тоже бесплатная. Да ещё и для смартфонов!

Подтягивается и традиционно презираемый хардкорными игроками мобильный гейминг. Если раньше телефоны были прибежищем простеньких платформеров и головоломок, то теперь там есть как вполне добротные версии «больших» хитов типа Fortnite или PUBG, так и собственные хиты, например, Call of Duty Mobile.

Вся их экономика держится именно на донатах. Но платить никто не заставляет. И за счет немногочисленных «китов», вкладывающих в эти игры серьезные деньги, все остальные могут играть совершенно бесплатно.

Самое забавное — часто одни и те же люди жалуются как на засилье доната, так и на космические цены игр для тех же PS4 или Switch, где донатов нет.

3. Развитие киберспорта


Финалльная игра в чемпионате по Dota 2.

В последнее время киберспорт растет семимильными шагами. Но чтобы игра оставалась киберспортивной дисциплиной, ей требуется постоянная поддержка разработчиков.

Мы не раз видели, когда разработчики запускали краудфандинговые кампании. По сути это тот же донат, благодаря которому формируются призовые фонды различных соревнований. Это не только помогает финансово поддерживать команды, организации и организаторов соревнований, но и обеспечивает играм надежное будущее в качестве киберспортивных дисциплин.

В тему: Как попасть в топовую киберспортивную команду, чтобы играть в игры и получать миллионы

Кроме того, краудфандинг может подогревать интерес к событиям. Подобные кампании проводятся практически для всех основных игр, например, League of Legends, Dota 2 и CS: GO.

Все правда так хорошо?


В некоторых странах лутбоксы приравнены к азартным играм.

Конечно же, нет. Но если вы дочитали до этих строк, то наверняка согласны хотя бы с некоторыми из приведенных выше аргументов. При этом нельзя сказать, что микротранзакции являются безусловным добром, по крайней мере в их нынешнем виде.

Как и во многих подобных случаях, микротранзакции — это инструмент. А то, как им пользоваться, остается полностью на совести разработчиков. Многие из них откровенно злоупотребляют этим средством.


Спортивные игры — один из самых сильных источников негатива о донатах.

Например, часто встречаются случаи блокировки существующего контента, сильного затруднения раскрытия предметов или прохождения игры для игроков, которые не платят.

Однако, есть и позитивные примеры — например, покупка косметических предметов, платное расширение объема хранилищ, смена имени персонажа. В этих случаях все донаты, во-первых, являются полностью добровольными, а во-вторых, не дают игрового преимущества.

Мое мнение — микротранзакции стоит более жестко регулировать. Тогда они не будут превращаться в казино с лутбоксами и pay-to-win, сохраняя свою функцию по поддержке разработчиков. И станут гораздо более приемлемы для игроков. А как вы считаете?

Донаты в играх — это:

  • Хорошо
  • Плохо

25% Хорошо

75% Плохо

36 проголосовали

©  iphones.ru