30 колоссальных образцов промышленной техники: титаны индустрии
Некоторые из них приходят на помощь, только когда человек оказывается в беде. Некоторые днем спят, а работают по ночам. А некоторые годами не глушат двигатель, чтобы он не растерял остатки тепла в вечной мерзлоте.
Эти машины могут выпускаться серийно или в одном-двух экземплярах, при том что на их разработку потрачены годы жизни лучших специалистов мира. Они существуют потому, что без них нельзя обойтись. И за это мы уважаем их и восхищаемся ими.
О каждой из этих машин можно написать большую статью в «TechInsider». Вполне возможно, что мы именно так и поступим. Но пока что мы предлагаем вам лишь шапочно познакомиться с сотней самых причудливых и самых полезных машин на планете.
ГОРНОДОБЫВАЮЩИЕ МАШИНЫ
1 | ВСЕСОКРУШАЮЩИЕ ЧЕЛЮСТИ Мобильная дробилка Metso Lokotrack LT200
Механизм этой крупнейшей в мире щековой рудодробилки массой 800 т, которая вскоре приступит к работе в одной из медных шахт компании «Алтай Полиметаллы» (Карагандинская область, Казахстан), способен разжевывать камни размером до 1,2 м, перемалывая 2500 т руды в час.
2 | КАРЬЕРНЫЙ ИСПОЛИН Роторный экскаватор Bagger 288
В фольклоре рудокопов обычно изображают в виде гномов. Но на самом деле горнодобывающие машины — настоящие гиганты. Роторный экскаватор Bagger 288, созданный компанией Krupp, считался самой большой наземной самоходной машиной из когда-либо построенных (его масса 13 500 т), пока его не перегнал преемник — Bagger 293 (14 200 т). В день эта машина способна перемещать 240 000 м³ породы.
3 | БЕРИ БОЛЬШЕ, КЛАДИ ВЫШЕ LeTourneau L-2350
Этот самый большой в мире (общая масса около 260 т) колесный погрузчик способен загружать до 70 т породы за раз в кузов 360-тонного карьерного самосвала. Его ковш, вмещающий 40 м3 породы, поднимается на высоту почти 14 м.
4 | БЫСТРЫЙ ТЯЖЕЛОВЕС Колесный бульдозер Caterpillar 854K
При перевозке руда иногда высыпается из кузовов самосвалов на грунтовые дороги карьера. Такие «просыпи» способны повредить дорогостоящие колеса самосвалов. Для устранения этих проблем предназначены тяжелые, но быстрые машины — колесные бульдозеры. Развивая скорость до 25 км/ч, они способны оперативно достичь места просыпи и устранить ее.
5 | ВСЯ ЖИЗНЬ В КАРЬЕРЕ Карьерный самосвал БелАЗ-75710
Гигантские самосвалы никогда не выезжают за пределы гигантских карьеров, но даже там они производят сильное впечатление. Полноприводный восьмиколесный БелАЗ-75710 с дизель-электрической трансмиссией номинально имеет грузоподъемность в 450 т, но машина уже успела войти в Книгу рекордов Гиннесса, взяв на борт 503,5 т груза.
6 | ПОМОЩЬ ПРИДЁТ Тягач-эвакуатор БелАЗ-74306
Сломалась машина, и добраться до технической помощи своим ходом невозможно? Разве это проблема? Достаточно вызвать эвакуатор. А если машина — это 200-тонный самосвал, вышедший из строя вдалеке от мастерской? Ведь, как и с другими машинами, это иногда случается и с самосвалами. На помощь придет БелАЗ-74306 — тягач-эвакуатор на базе 220-тонного самосвала, способный буксировать машины массой до 260 т.
7 | МЕЧТА ШАХТЁРА Проходческий комбайн Sandik MF420
Знаменитая американская песня 1950-х годов «Шестнадцать тонн», ставшая неофициальным гимном шахтеров, повествует об их кабальном труде. Название этой песни взято из норматива, который шахтер должен был добыть за 12-часовую смену. Комбайн Sandik MF420 выполняет эту норму за 30 секунд.
8 | ШИНОМОНТАЖ НА МАРШЕ Колесный манипулятор Stellar TM20165
Замена пробитого колеса даже на легковом автомобиле вряд ли способна доставить удовольствие. Что уж говорить о подобной операции на 300-тонном самосвале! Компания Stellar Industries протягивает железную руку помощи — ее семиметровый манипулятор TM20165 способен оперировать гигантскими колесами размером 59/80R63 и массой до 9 т.
9 | МАЛЕНЬКОГО РОСТА Подземный погрузчик Sandvik LH209L
Для работы в тесном пространстве шахт требуются особые качества — малая высота (у этой модели она составляет всего 1690 мм), высокая маневренность, мощная тяга (наполнение ковша производится накатом), усиленная конструкция, способная выдерживать значительные нагрузки при обвалах, и кабина повышенной прочности для защиты оператора.
10 | ПЯТИОСНЫЙ МУРАВЕЙ Подземный самосвал Sandvik TH680
Известно, что муравьи способны транспортировать массу, превышающую их собственную. Таков и подземный самосвал Sandvik TH680, один из самых больших в мире, который рассчитан на перевозку 80 т груза при собственной массе 58 т. Такое соотношение достигнуто благодаря уникальной пятиосной конструкции. Из пяти осей две ведущие и четыре управляемые.
АЭРОДРОМНЫЕ МАШИНЫ
11 | РОЖДЁННЫЙ ПОЛЗАТЬ Роботизированный самолетный тягач Taxibot
Могучие крылатые машины — покорители высот — на земле становятся почти беспомощными. Двигатели большого лайнера слишком мощны, и от терминала его буксирует специальный тягач, водитель которого координирует свои действия с экипажем. Израильская компания IAI разрабатывает тягач нового поколения Taxibot, который будет управляться пилотом из кабины лайнера с использованием штатных органов управления самолетом.
12 | ДОТЯНУТЬСЯ ДО НЕБА Автолифт Mallaghan CT8000
Чтобы загрузить в самолеты типа Boeing 747 или Airbus A380 контейнеры с едой? для пассажиров, нужно дотянуться до грузовой двери лайнера, находящейся на высоте 7−8 м. Именно для этого и предназначен автолифт Mallaghan CT8000, способный поднимать 5,5 т груза на высоту до 8,4 м.
13 | БОРЦЫ СО ЛЬДОМ Машина для противообледенительной обработки воздушных судов («деайсер»)
Образование льда на крыльях и фюзеляжах самолетов гораздо более опасно, чем гололед для наземного транспорта. Поэтому причудливые «деайсеры» (англ. de-icer) — полноправные обитатели любого крупного аэропорта. В их задачу входит удаление уже намерзшего льда и обработка специальной жидкостью, предотвращающей его дальнейшее образование до взлета самолета.
14 | ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИЛАЧ Электрический тягач VOLK EFZ 100 N
Эта многоцелевая машина с полностью электрической трансмиссией способна выполнять широкий круг задач. Например, буксировать контейнеры или тележки с багажом. Однако при необходимости можно взять на буксир даже среднемагистральные лайнеры, такие как Airbus A320 или Boeing 737.
15 | ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ Перронный автобус Van Hool AP2375
В ответ на появление огромных авиалайнеров, таких как Airbus A380, голландская компания Van Hool выпустила самый большой в мире перронный автобус AP2375, вмещающий 160 пассажиров (146 стоячих мест и 14 сидячих). Автобус оснащен шестью двoйными дверями (по две двери с двух сторон и по одной спереди и сзади).
16 | ГРЕБИ БОЛЬШЕ, КИДАЙ ДАЛЬШЕ Шнекороторная снегоуборочная машина Overaasen TV 2000
После снегопадов аэропорт некоторое время остается парализованным, пока взлетно-посадочные полосы не очистят от снега. Норвежский Overaasen TV 2000 — самый большой в мире шнекороторный снегоуборочный аппарат — позволяет сделать это максимально быстро, выбрасывая 12 000 т снега в час на расстояние 35−50 м за пределы ВПП.
17 | ЖЕЛЕЗНОЕ ЖАЛО Аэродромная пожарная машина Rosenbauer Panther HRET 6×6
Аэропорт — огромное пространство, и оказаться в любой его точке в случае экстренной необходимости нужно быстро, поэтому аэродромные пожарные машины весьма резвы. Кроме того, они оснащены турелью High Reach Extendable Turret, которая позволяет гасить огонь в самых труднодоступных местах самолета внутри салона, прокалывая стенки фюзеляжа с помощью насадки Stinger (в переводе «жало»).
18 | ПО-НОВОМУ МЕТЁТ Подметально-уборочная машина Overaasen RS400
Любой посторонний предмет на полосе может быть затянут в двигатель авиалайнера, что представляет собой серьезную опасность. Поэтому ВПП и рулежные дорожки должны быть настолько чистыми, насколько это возможно. Для этой цели как раз и предназначена подметальная машина RS400 — гигантская механизированная 6-метровая метла, способная подметать 330 000 м² в час.
19 | ГОРЯЧЕЕ ДЫХАНИЕ Газоструйные (ветровые) машины
Снег — не единственная зимняя проблема аэропорта. Гололед или гололедица представляют собой не меньшую опасность. Один из способов очистки полосы от льда — это использование газоструйных (ветровых) машин (Machine for runway de-icing, MRD) — грузовиков с установленными в кузове или на прицепе газотурбинными двигателями, направляющими горячий выхлоп на покрытие полосы.
20 | ХРУСТАЛЬНЫЙ МОСТ Телетрап ThyssenKrupp Apron Drive Crystal Bridge
Самый удобный способ подняться на борт авиалайнера — это воспользоваться телетрапом. Современные модели регулируются по высоте, оснащены поворотной ротондой и гофро-козырьком, оберегающим пассажиров от непогоды. Кроме того, прозрачные стены туннеля позволяют уменьшить вероятность клаустрофобии у пассажиров.
ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫ
21 | БРОНЕВИК-ОГНЕБОРЕЦ Пожарный БТР на пневмоколесном и рельсовом ходу ГАЗ-59402 «Пурга»
В России, как известно, есть места, куда железная дорога проложена, а вот на колесах не добраться. Для ликвидации лесных пожаров, пожаров в труднодоступных районах и на объектах железной дороги на базе БТР-80 создан специальный транспорт на комбинированном колесно-рельсовом ходу. По рельсам он может ехать со скоростью 50, по шоссе — 80 км/ч. Емкость бака с пенообразующим средством — 1000 л.
22 | ЗАЛПОМ ПО ОГНЮ Пожарный танк «Импульс-2М»
«Импульс-2М» был разработан в Киевском конструкторско-технологическом центре на базе танка Т-62. Это 50-ствольная установка залпового огня, позволяющая обстреливать зону пожара капсулами с огнетушащим порошком. Конечно, никто стрелять по жилым домам не собирается — пожарный танк предназначается для тушения мощных пожаров на нефтескважинах, складах древесины и т. п.
23 | ГДЕ ВЗРЫВЫ И ЯД Пожарная платформа MVF-5
Поручить борьбу с огнем беспилотным машинам — очевидная идея. MVF-5 — пример универсальной платформы. Машина оснащена брандспойтом (вода забирается из гидранта или внешней подвижной цистерны), грейфером и отвалом для разгребания обломков. Главная задача MVF-5 — тушение пожаров на объектах с повышенной опасностью взрыва или утечки ядовитых веществ.
24 | ГИБРИД ТАНКА И САМОЛЕТА Гусеничная пожарная машина Big Wind
Отступая из Кувейта после поражения в вoйне 1991 года, иракские войска подожгли нефтяные скважины. Чтобы утихомирить это адово пекло, одна из венгерских компаний по заказу США создала супермонстра Big Wind. На шасси танка Т-34 венгры поставили два турбореактивных двигателя от МиГ-21 и использовали их в качестве насосов для подачи воды или других жидкостей.
25 | УЗКИЕ УЛИЦЫ, ВЫСОКИЕ ЭТАЖИ Прицепная пожарная лестница
К самым большим в мире пожарным машинам следует, видимо, отнести популярные в США буксируемые пожарные лестницы. Они могут подниматься на высоту около 30 м, а в сложенном состоянии буксируются тягачом. Сцепка «тягач-лестница» более маневренна, ее проще использовать среди узких улиц и в лабиринтах жилых кварталов.
26 | ДОТЯНУТЬСЯ ДО ОГНЯ Пожарный подъемник Bronto Skylift F 112 HLA
Еще один борец с пожарами в небоскребах — финская машина Bronto Skylift F 112 HLA. Это самый высокий в мире телескопический пожарный подъемник с высотой стрелы 112 м, причем оснащенная всем необходимым для пожаротушения платформа может находиться на высоте 90 м при вылете стрелы 25 м. Если к стреле подсоединить пожарный шланг, то струя воды может достичь еще большей высоты.
27 | УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ВАРИАНТ Пожарная машина на основе мотовездехода Polaris
Американские пожарные машины поражают своими огромными размерами, но эта, наоборот, одна из самых маленьких в мире. Сделанная на основе шестиколесного мотовездехода Polaris, она оснащена всем необходимым, включая бак с водой, насос и шланг. Машина обслуживает кампус Ратгерского университета в штате Нью-Джерси — ей не нужны дороги, и она может легко передвигаться среди скопления людей.
28 | РЕАКТИВНАЯ МОЩЬ Пожарная машина с газотурбинным насосом
Борьба с пожарами в небоскребах наиболее актуальна сегодня в Китае, где для этого создается оригинальная техника. Наверно, вдохновленные опытом Big Wind, власти города Лоян ввели в эксплуатацию пожарную машину, в которой в качестве насоса использован двигатель от истребителя. Машина качает 3 т воды в минуту, и ее мощная струя способна, как утверждается, мгновенно лишить огонь притока кислорода.
29 | ВОДЯНОЙ ТАРАН Пожарная беспилотная пушка LUF 60
Водяная пушка LUF 60 не только имеет оригинальный вид, но и обладает недюжинными способностями. Она выплевывает 400 л воды или пенного состава в минуту на расстояние до 60 м. Кроме того, благодаря гусеничной базе робот умеет взбираться на лестницы и рампы. Машина управляется дистанционно, и ее главное призвание — прокладывать путь пожарным расчетам в узких проходах горящих зданий.
30 | ОГОНЬ ВО ЛЬДАХ Антарктическая пожарная машина
Американская антарктическая станция Мак-Мердо — вполне серьезное поселение, имеющее около сотни построек, от 200 до 1000 обитателей, единственный в Антарктиде банкомат и собственную пожарную часть. В наши дни антарктические пожарные имеют в своем распоряжении технику более привычного вида, но еще в 1970-х их нужды обслуживала машина вот такой экзотической конструкции.