Статья: грамотный выбор звуковой карты не для игр...
Данной теме посвящено достаточно много гигантских статей, но в большинстве из них авторы скатываются до уровня расхваливания или опускания тех или иных аудиоинтерфейсов, забывая при этом сам момент выбора - собственно, как выбирать самому, не полагаясь на такие поверхностные обзоры. Об этом я расскажу вам ниже...Как-то раз выбирал я себе полупрофессиональную звуковую карту в категории "до 300 баксов" на замену морально и физически устаревшей SBLive (причем с полностью заваленной АЧХ). Карта мне нужна была, понятное дело, не для игрушек и видео, а для многоканальной записи. Ясно, конечно, что на дорогую LynxTwo у меня денег не было, поэтому карта бралась (ESI WaveTerminal 192М - к слову) недорогая, но по потребностям - то есть чтобы хотя бы научиться это делать. Что мне было нужно? Мне были нужны минимум две пары входов и две пары выходов (вот нужно и все), а также выход на наушники, и желательно, чтобы все это было на симметричных джеках, но, к сожалению, оптимального соотношения всего этого добра я не нашел - поэтому симметричностью пришлось пожертвовать. Про нормальные АЦП/ЦАП тут лучше умолчать.
Ну так вот. Карту я себе выбирал по приоритетному принципу выбора любого устройства - брать только то, что нужно. Запомните это как аксиому и повесьте в рамочку на стену. Не секрет, что большинство ориентируются на то, как много в эти карты понапихано, даже если это не нужно, по принципу "шоб було". То есть, конечно, к примеру, M-Audio Fast Track USB - красивый внешний аудиоинтерфейс. Но в ней есть совершенно ненужные мне гитарные и микрофонные преампы. M-Audio Audiophile 2496 - отличный выбор для домашней студии самого начального уровня (чтобы понять, что к чему), но в ней нет жизненно необходимого мне выхода на наушники на джеке, да и каналов всего по паре на вход и выход (RCA).
Вообще говоря, так называемые "профессиональные" и "полупрофессиональные" звуковые карты уровня до 400 баксов по качеству звука мало чем отличаются, за исключением отдельных совершенно бракованных экземпляров. Понимаю, что эта фраза может сейчас породить кучу возмущенных отзывов, но каждый имеет право на свое мнение, не так ли? Прежде чем кидать мне в лицо перчатку, посмотрите, к примеру, не только на соотношение сигнал/шум, а еще и на использованные в вашем любимом девайсе нижней ценовой категории АЦП/ЦАП. Удивитесь :)
Итак, это было первое и основное правило - брать только то, что нужно. Поэтому определитесь сразу, чего вы хотите от карты. Если вам нужно просто слушать MP3 и играть в игры с поддержкой 3D-звука - здесь альтернатив продуктам Creative не особо наблюдается. По крайней мере, по предоставляемым возможностям и их реализациям. Вот после того, как вы это прочитали и вас это удовлетворило полностью - можете закрывать это окно :) Для тех, кого это не устроило, определитесь с тем, сколько входов и выходов вам нужно. Внешнее или внутреннее исполнение, дополнительные "фишки", наличие преампов и хорошей программной поддержки - определиться с тем, насколько вам все это нужно, тоже будет не лишним. И не надо прикидывать "на будущее" - берите именно то, что нужно сейчас. Ведь звуковая карта - не пакет с молоком, и через несколько месяцев ее можно будет легко продать.
Озвучу второе правило: ни в коем случае не полагаться на тесты, но обязательно их прочитать. Когда я выбирал WaveTerminal, на разных сайтах я читал совершенно полярные обзоры. К примеру, на Moline.ru карту оценили достаточно средне, на Artefact.ru от нее были в восторге, а в обзоре журнала "Звукорежиссер" ее вообще опустили ниже плинтуса. Так что тесты прочитать можно из любопытства, но доверять им как истине первой инстанции не стоит ни в коем случае. Даже если тест проводит супер-пупер авторитетное издание.
Третье правило: не пренебрегать мнением потребителей данного продукта. Где эти мнения можно найти? На форумах. Где найти форумы? Можно поползать как по известным форумам (на MOLine, WebSound, MusicForums и т.д.), так и просто тупо вбить в яндексе строчку "отзывы о такой-то звуковой карте" и планомерно ползать по ссылкам.
И четвертое, самое главное правило: забить на предыдущие два :) и слушать интерфейс своими ушами. Нередки случаи, когда карты из одной партии оказывались частично бракованными, да и просто может иметь место некачественная сборка. Поэтому прослушивание перед покупкой обязательно, как свежее дыхание по утрам перед сами знаете чем. И причем желательно это делать на качественной акустике или в хороших наушниках.
Отдельным абзацем стоит отметить выбор между новым аудиоинтерфейсом или б/у. Как правило, б/у девайсы такого рода в достаточно приличном состоянии (это вам не винчестер), и купить вы их можете почти за полцены от стоимости нового устройства. Не стоит при этом думать, что "раз продают так дешево, то значит что-то с ней не так". Нет, просто это наши магазины очень любят задирать цены до совершенно невероятного потолка, и карта в результате своей цены, мягко говоря, не оправдывает. Поэтому б/у вариант рассматривать не гнушайтесь - вполне возможно, что отхватите что-нибудь замечательное. Как ни странно, крупных форумов, посвященных продаже такого оборудования, всего да - MusicForums и MOLine. Все остальное настолько дохлое, что внимания не заслуживает.
p.s. Часто мне доводилось читать на тех же форумах - "а вот у миня одиджи, он мне нравица и круто играит, а вы фсе лохи пазорныя"...
...Большую роль в популяризации продуктов Кривотива сыграл всем известный сайт iXBT, который славится своими "высокопрофессиональными" рекламными обзорами. А особенно карточек Creative, начиная еще с Live. Честно говоря, такая щепетильность и скрупулезность в отношении этих продуктов меня всегда наводила на мысли о заказных обзорах. Не спорю, что и Audigy, и Live являются неплохими звуковыми картами в своих ценовых категориях. То есть где-то от 20 до 60 долларов - если стоит больше, то оно того не стоит. Поражает цена на самую "продвинутую" модель семейства Creative X-Fi - под 400 баксов! В общем, смешно. Для профессиональной или хотя бы полупрофессиональной деятельности такие карты не пригодны совершенно, и меня откровенно веселят люди, которые на форумах с пеной у рта доказывают, какую они крутую и качественную музыку записывают (я не говорю "создают", это другая сказка) на Audigy...