Кто на "старенького"?

Вы проработали в ИТ-отрасли 30 лет, приобрели ценные знания и опыт, которые важны и для вас, и для вашего работодателя. Но сейчас, во времена кризиса, в ряды рабочей силы вливается новая партия молодых и, возможно, более разбирающихся в технологиях и определенно менее затратных работников. Но стоит ли вам беспокоиться о потере своего рабочего места?

Это справедливый вопрос, но он вовсе не означает, что вы должны смириться с мыслью об увольнении. ИТ-"старички" привнесли в свои организации значительную лепту, и это дает надежду, что они сохранят за собой рабочие места, когда кризис пойдет на убыль.

"Вам стоит принять во внимание ту пользу, которую вы в отличие от молодого специалиста принесли своей организации, и еще следует подумать, как стать источником развития молодых членов коллектива", - говорит Джим Майкл, 51-летний заместитель директора по ИТ в Калифорнийском Университете.

По мнению Майкла, CIO, как правило, хотят, чтобы их сотрудники были многогранными личностями разного возраста и имели обширные технические знания. Возможно, CIO и не хотели бы, чтобы весь персонал состоял из молодых кадров, потому что опытные работники могут помочь своим молодым коллегам избежать тех же самых проблем, с которыми сами сталкивались в юности. Но штат, полностью состоящий из людей с 30- или 40-летним опытом работы, тоже представляет собой проблему, особенно если руководство компании подумывает о долгосрочных перспективах и хочет, чтобы молодые сотрудники поучились у работников старшего поколения и со временем заменили их.

Изучение таких новых технологий, как виртуализация и "облачные вычисления", может помочь опытным сотрудникам остаться востребованными. Но и обучение молодежи тоже является важным способом демонстрации своей ценности для компании.

Дискриминация по возрасту долгое время была проблемой на рабочих местах, но во времена экономического кризиса обвинения в возрастной дискриминации получают все большее распространение. Согласно данным Комиссии по вопросу равных возможностей занятости США, количество сотрудников, предъявляющих претензии о возрастной дискриминации, выросло с 19 103 в 2007 году до 24 582 в 2008 году. А это значит, годовой рост составил 29%, что почти в два раза выше, чем все виды дискриминации на рабочем месте вместе взятые.

Многие из этих обвинений предъявляются в ходе массовых увольнений, поскольку компании часто стараются избавиться от высокооплачиваемых сотрудников, чтобы сократить свои расходы.

Несмотря на стремительно увеличивающее количество жалоб о возрастной дискриминации, национальный уровень безработицы среди молодежи гораздо выше, чем среди тех, кому за 40, отмечают в Wall Street Journal.

В любом случае, существует множество стратегий, которыми опытный сотрудник может воспользоваться, чтобы остаться ценным кадром для своей организации и выжить после ряда увольнений, уверена Джанис Вайнберг, бывший консультант по вопросам ИТ-карьеры и автор книги "Как наладить свою ИТ-карьеру".

В частности, Вайнберг в своей книге дает 5 советов ИТ-сотрудникам старшего поколения:

1. Изучайте новые технологии, которые вы не используете в своей нынешней работе, но которые повсеместно применяются в компании. Новые технологии различаются в зависимости от должности, которую вы занимаете. Сетевой администратор, возможно, захочет изучить вопросы, касающиеся разработки систем.

Конечно, вам захочется рассказать своему руководителю о только что приобретенных знаниях, но не стоит производить впечатление, будто вы изучали новые технологии за счет рабочего времени в компании. Оптимально будет рассказать своему начальству о приобретенных знаниях практически сразу после того, как вас похвалили за отлично выполненную работу.

2. Покажите своему руководителю, как ваш опыт работы с прежними системами компании может быть полезен при планировании и внедрении новых систем.

Если в компании подумывают о модернизации своих систем, более опытному работнику, знакомому с существующими технологиями, возможно, стоит провести некоторые исследования и подготовить отчет о рентабельности, проанализировать внутренние системы компании и расставить приоритеты по поводу того, какие именно системы следует конвертировать в более современные технологии. Убедитесь, что вашему менеджеру доподлинно известно, как ваш многолетний опыт работы со старыми системами может обеспечить успешный переход к современным технологиям.

Эта стратегия позволит работникам старшего поколения "продемонстрировать свои глубинные знания, которые помогут усилить впечатление, что их вовлеченность в процесс жизненно необходима, если в компании собираются что-то изменить", - отмечает Вайнберг.

3. Используйте по максимуму свои давние отношения с коллегами из других отделов, дабы получить доступ к спискам вакансий, которые там имеются.

Во время экономического кризиса компании тщательно оценивают свои отделы, решая активизировать развитие наиболее удачных и ликвидировать отстающие. Если ИТ-"старичок" проработал одной и той же компании много лет, то у него, вероятно, уже сложились добрые отношения с коллегами из других отделов и он может использовать эти контакты для перехода в сохранившиеся подразделения компании.

Не забывайте о простых способах установления отношений, которые могут оказаться выгодными. Время от времени стоит обедать в компании. Неформально обменивайтесь информацией и рассказывайте коллегам о своих интересах и знаниях.

4. Используйте свой прошлый опыт при выборе производителей ПО, чтобы сэкономить средства компании. Это невозможно, если в вашей компании есть управляющий активами, через которого проходят все контракты на программное обеспечение. Но зато у старшего коллеги есть опыт в выборе вендоров, которого нет у его молодого собрата, и ему следует попытаться понять, как можно усовершенствовать нынешние условия лицензирования, чтобы принести пользу своей компании.

Тот, у кого больше опыта, с большей долей вероятности являлся ответственным за проверку программной продукции и принимал участие в переговорах, считает Вайнберг.

Умение вести переговоры по поводу ПО может быть особо ценным в период кризиса. Скажем, у вашей компании есть контракт на 500 пользователей, но затем большинство из числа этих пользователей увольняют. Условия контракта в этом случае необходимо пересмотреть и, тем самым, сэкономить средства компании.

5. Внедрите программу производственной практики для молодых специалистов. Старшие сотрудники имеют более четкое представление о тех проблемах, которые вызваны нехваткой персонала, и они могут использовать свой опыт, чтобы удовлетворить нужды клиента и одновременно сэкономить средства компании.

Почти в каждой компании есть отделы, где не хватает сотрудников, даже если не проводилось никаких сокращений кадров. Чтобы решить эту проблему, сотрудник с опытом работы на руководящей должности может внедрить программу производственной практики. Определите те области компании, которые могут выиграть от работы специалистов-новичков, и наймите несколько молодых работников, которые будут оказывать бесплатную или низкооплачиваемую помощь.

Если говорить в целом, работники старшего поколения должны продемонстрировать своим компаниям, как их работа положительно влияет на финансовые результаты деятельности организации. К счастью, многие компании уже оценили должным образом вклад опытных сотрудников и осознали тот факт, что они приносят больше денег, чем их более молодые коллеги.

В ИТ-области существует множество компаний, которые признают, что знания опытных сотрудников имеют особую ценность.

Помимо этого, работникам старшего поколения стоит принимать во внимание культурные различия между ними самими и молодым поколением, которое для осуществления сотрудничества пользуется различными методами, например, социальными сетями, "аськой" или Skype. Поэтому очень важно, чтобы они научились пользоваться новыми инструментами взаимодействия.

На самом же деле между молодыми и опытными сотрудниками в ИТ-отрасли существует не так уж много фундаментальных различий.

По мнению Вайнберг, страсть к технологиям "является такой же сильной мотивацией как для опытных айтишников, так и молодых специалистов".

©  @Astera