Стартапы-миллионеры. Дневник.ру

dnevnik_logo2Дневник.ру – образовательный Интернет-проект, который активно развивается на протяжении последних трех лет. За это время к нему подключилось более 22 000 школ, 2 783 322 учеников, 389 714 учителей, 1 262 708 родителей. Несомненный успех! О том, как появилась идея создания сервиса и как она была реализована, рассказывает Гавриил Леви – генеральный директор и основатель.

 - Когда и как появилась идея стартапа?

- Фактически идея родилась, благодаря наблюдению двух несвязанных между собой ИТ-решений. Это электронный документооборот, с которым я впервые столкнулся во время обучения в Колумбийском университете в 2001 году, и Facebook, который тогда был закрытым сообществом для студентов и профессоров. Причем, электронный документооборот на тот момент впечатлил меня больше, чем Facebook – мне очень понравилось то, как это просто, удобно и логично. Я подумал, что такая или подобная система должна использоваться в каждом образовательном учреждении. И как только у меня появился шанс создать ее в России, я им воспользовался. Таким образом, проект Дневник.ру разрабатывается на протяжении пяти лет и активно развивается уже три года.

- Почему вы выбрали именно сферу образования? Принято считать, что она не слишком прибыльна.

- До этого я работал в самой прибыльной ИТ-сфере в мире – это разработка софта для финансовых рынков. Работа была довольно интересная, но в определенный момент я понял, что хочу заниматься в жизни чем-то более важным, социально-значимым и поэтому сделал выбор в пользу собственного проекта в области образования.

Что касается низкой потенциальной прибыльности, мне кажется, это – в большей степени стереотип и заблуждение. В мире есть уже несколько компаний с рыночной капитализацией более миллиарда долларов, которые предлагают различные ИТ-решения для образования. И в целом образование – это та сфера, в которую люди всегда будут готовы инвестировать. Главное продемонстрировать им эффективность этих вложений и создать действительно качественный продукт, за который они будут готовы платить.

- Есть мнение, что работники сферы образования достаточно консервативны и инертны. Как вы привлекали их к сотрудничеству со своим проектом?

- Мне кажется, это – еще одно распространенное заблуждение. Как и во многих других сферах, в образовании есть 10% инноваторов, которые готовы участвовать в интересных экспериментах и пробовать новые технологии. Есть, примерно, 30% прагматиков, которые также готовы использовать новые решения, после того, как была экспериментально доказана их полезность. А также 30% консерваторов – они придут к вам одними из последних. И 10% скептиков, которые никогда не примут нововведения и будут всячески им противостоять.

Самый надежный способ внедрения любой новой идеи или технологии – демонстрация ее безусловной эффективности в решении повседневных задач конкретного человека. И мы активно используем этот инструмент: публикуем отзывы коллег, других пользователей, учеников, родителей, учителей и представителей администрации, которые работают с нашим сервисом. К слову, в этом направлении мы не встречаем каких-либо затруднений: очень многие пользователи готовы поделиться рассказом о том, как именно Дневник.ру помогает решать их проблемы, делает их работу интереснее и плодотворнее.

 

Levi_kvad 

 

“Никаких компромиссов – ни с собственной совестью, ни с инвесторами, ни с людьми, которые будут вас убеждать, что сейчас можно сделать кое-как, а потом – нормально. Всегда оставайтесь верными своему видению и делайте все на 100%!”

- Какие показатели вашего проекта являются для вас наиболее очевидными маркерами позитивной динамики?

- Один их самых важных показателей это – количество подписавшихся школ, поскольку все их ученики и учителя в итоге начинают активно использовать сервис. Другой важный показатель – количество регионов, которые подписали с нами соглашение. Это означает, что регион серьезно воспринимает задачи модернизации своей системы образования и будет вкладывать средства в обеспечение школ необходимой техникой, в повышение зарплат учителей, создание необходимых нормативных документов. Словом, регион с помощью Днвеник.ру планирует делать все возможное для того, чтобы переход на электронный документооборот состоялся и принес ощутимый положительный эффект.

- Кто является пользователем сервиса №1: ученик, учитель, родитель, директор школы?

- Основным генератором контента и силой притяжения для остальных пользователей является, конечно, учитель. Именно он публикует оценки, расписания, домашние задания, создает дискуссии, общается с учениками и родителями. Если учитель не активен, это ведет к снижению активности всех остальных. Однако, для нас важны все пользователи и мы стараемся сделать сервис максимально полезным и привлекательным для каждого ученика, родителя, директора или чиновника системы образования.

- Как вы оцениваете современное состояние инициатив по формированию «электронного образования» в России. Чего не хватает конкретно вашему проекту?

- Основные проблемы – это недостаточная оснащенность школ, низкие зарплаты учителей и отсутствие нормативных актов, регламентирующих переход на электронный документооборот. Если вышеперечисленные трудности будут решены, Россия сможет сделать действительно большой шаг по направлению новому качеству образования. К счастью, сейчас этим проблемам уделяется пристальное внимание, и я думаю, что к 2015 году будут заметны позитивные изменения.

- Вы несколько раз упоминали низкие зарплаты учителей. Как это связано с Дневник.ру?

- Уровень зарплат отражается на системе образования в целом. Если мы не будем повышать престижность и привлекательность профессии учителя, молодые и квалифицированные специалисты не придут в школы. А наш проект нуждается в их участии.

- Для использования ИТ в образовании актуальны вопросы стандартизации. Дневник.ру предлагает какие-то собственные стандарты?

- Сейчас мы тесно работаем с министерством образования, экспертами, учеными и другими организациями в области формирования единого стандарта обмена данными внутри системы образования. Например, это позволит каждому ученику иметь электронную версию своего портфолио с оценками, достижениями, рекомендациями, олимпиадными работами и использовать ее при переходе в другую школу или поступлении в вуз.

- В каком направлении будет развиваться ваш проект?

- Мы будем развиваться в сторону качественного и количественного улучшения образовательного контента. В будущем мы хотим создать электронную школу, которая сможет дополнить традиционную, а также заменить ее для тех детей и семей, которые не могут пользоваться услугами своих местных образовательных учреждений.

На входе любой ученик сможет пройти тестирование, в ходе которого будет определен его уровень. Для него будет создан индивидуальный учебный план, состоящий из видеокурсов, домашних и самостоятельных работ, тестирований и занятий с реальным преподавателем, в режиме он-лайн или, возможно, даже оф-лайн. Также, можно будет провести финальное тестирование, которое позволит понять, насколько эффективным был тот или иной курс.

- Когда вы поняли, что достигли успеха?

- Я считаю, что такого представления, как «успех» у по-настоящему успешного предпринимателя быть не должно :-)

Вы можете отметить достижение намеченной цели, преодоление какого-то знакового рубежа и сразу ставить себе еще более амбициозные задачи. Когда мы только запустили проект, стояла задача подключить 1000 школ – мы подключили 1500. Это был первый серьезный рубеж. С тех пор мы преодолели отметку в 10 и 20 тысяч, достигли 4 000 000 пользователей. В наших ближайших планах экспансия на зарубежные рынки. Сейчас уже подключены около 10 тысяч школ и 1 миллион пользователей в Украине, в скором времени мы планируем запуск локальных версий в Израиле, Венгрии, Польше, а также в Китае и США.

Каждый год мы обновляем список задач и никогда не думаем, что достигли какого-то финального успеха.

©  Microsoft