20% россиян дают роботу-пылесосу мемное имя
Аналитики из «М.Видео-Эльдорадо» провели опрос* среди владельцев роботов-пылесосов и выяснили, какую роль бытовой прибор играет в семьях и о каких функциях в новых поколениях устройств мечтают россияне.
Оказалось, что для 70% россиян робот-пылесос является основным устройством для уборки пола. Обычный пылесос с пылесборником или контейнером используют только 20% опрошенных, беспроводной вертикальный — вдвое меньше. Веники, щетки и другой подобный инвентарь, согласно мнению опрошенных, остается в прошлом.
Роботы-пылесосы являются одним из наиболее активно растущих и развивающихся сегментов в бытовой технике. Такие компактные «помощники» позволяют экономить время и силы, автоматизируют процесс поддержания частоты в доме или квартире, эффективно справляются как с сухой, так и уже влажной уборкой, маневренные и просты в эксплуатации.Михаил Просвирнинруководитель департамента «Дом и забота о себе» в Группе «М.Видео-Эльдорадо»
Робот-пылесос как тренд: на что обращают внимание россияне
Роботы-пылесосы с каждым годом приобретают все большую популярность: 57% респондентов приобрели свое устройство в последние полтора года, еще четверть — в 2021 году. 75% россиян сами озаботились покупкой гаджета, а 23% — получили устройство в подарок либо от друзей, либо от своего партнера.
«В этом году на роботы-пылесосы приходится каждый пятый проданный в наших сетях пылесос. Чаще всех такие устройства приобретают жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и Казани. Наиболее активной возрастной группой стали потребители 35–44 года. Онлайн «роботов» чаще всего приобретают клиенты в возрасте от 25 до 34 лет. По нашей оценке, в целом на российском рынке за январь-июнь 2023 года штучный объем продаж роботов-пылесосов по России составил более 800 тыс. штук, что, например, превышает показатели за тот же период 2019 года более чем в 7 раз», — отметил также Михаил Просвирнин.
«Позитивному тренду также способствует растущая доступность категории и активное развитие ассортимента. В этом году успешно стартовали продажи ряда новинок китайских производителей, включая «экосистемные», хорошо знакомые российской аудитории по другим группам товаров. Например, позитивно восприняты покупателями и уже занимают в наших сетях заметную долю, новинки HONOR Choice R2+ c функцией влажной уборки и станцией самоочистки», — добавил эксперт.
Респонденты выделили мощность всасывания (51%) и функцию влажной уборки (43%) как определяющие факторы при выборе робота-пылесоса. Довольно значимыми характеристиками также являются уровень шума (28%), габариты устройства (26%) и емкость аккумулятора (25%). А вот возможности по установке расписания для уборки и просмотру различной информации о проведенных сессиях кажутся опрошенным наименее приоритетными функциями при использовании девайса.
Какому пространству меньше всего уделяется внимания
Для абсолютного большинства россиян (90%) робот-пылесос решает задачу ежедневной поддерживающей уборки полов. Лидером с точки зрения частоты порядка является кухня — ее отметили 68% опрошенных. Полы на кухне убирают в два раза чаще, чем в детской (29%) в том числе те, у кого есть два и более ребенка.
Во вторую очередь семейные респонденты торопятся убрать гостиную, тогда как бездетные — спальню. Меньше всего внимания уделяют кладовым пространствам. Если говорить о полноценной уборке квартиры или дома, то у более чем трети семей, где есть дети, уборка является ежедневным ритуалом, остальные 70% убираются 2–3 раза в неделю или реже. Респонденты без пары в среднем в два раза чаще семейных могут позволить себе проводить уборку лишь раз в две недели.
Уборке время, а потехе час: на что тратят свободное время россияне
Согласно результатам опроса, около 75% респондентов ценят робот-пылесос за внушительную экономию личного времени, а 59% опрошенных — за возможность легко и быстро избавиться от шерсти животных. Большинство домашних животных тоже по достоинству оценивают гаджет: у каждого десятого респондента питомцы используют девайс в качестве аттракциона.
Около 40% владельцев роботов-пылесосов признались, что тратят высвободившееся время либо на другие домашние дела — готовку, приведение в порядок других поверхностей и стирку, либо на досуг с семьей. Более трети опрошенных (35%) отмечают возможность наконец расслабиться и посмотреть сериал, посидеть в интернете (23%) или заняться любимым хобби (21%).
Россияне, в свою очередь, тщательно заботятся об электронных помощниках: 42% производят очистку фильтров после каждой сессии и чуть более трети опрошенных (34%) — раз в неделю.
Уборка: источник конфликтов или бесплатная психотерапия
Согласно данным опроса, в России почти в каждой второй семье домашние обязанности так или иначе распределяются между супругами. Но в более чем в трети браков (37%) уборкой занимаются женщины. Мужчины отвечают за порядок в доме менее чем в 5% случаев. Часть холостых респондентов (10%) отметили, что их квартиру по-прежнему убирают родители.
Больше половины участников исследования (52%) относятся к уборке как к терапии, причем 8% признались, что очищение пространства сказывается на их ментальном здоровье лучше, чем сеанс с психологом.
Однако, несмотря на такой благотворный эффект, каждая седьмая семья или пара периодически ссорится из-за уборки. Больше всего скандалов возникает среди зумеров — в этой возрастной группе конфликты на почве поддержания чистоты в доме возникают у каждого пятого респондента. Но ситуация не безнадежна, потому как 72% опрошенных уверены, что наличие робота-пылесоса помогает сглаживать конфликтные ситуации. А 5% россиян признались, что устройство спасает их от чувства одиночества.
Нет предела совершенству: о чем мечтают россияне
Исследование показало, что больше всего в пылесосах будущего представители всех поколений хотят видеть встроенные функции увлажнения воздуха и дезинфекции помещений. Причем по мере увеличения возраста опрашиваемых это желание только усиливается и достигает пика среди респондентов 45–55 лет (48%).
Россияне с тремя и более детьми больше всех ждут гаджет, который будет параллельно с уборкой собирать разбросанные вещи. А молодые люди 18–25 лет переживают за своих близких и хотели бы увидеть в новых поколениях роботов-пылесосов «тревожную кнопку» для отправки уведомления на смартфон в случае, если пожилой человек упал в квартире.
*В рамках исследования «М.Видео-Эльдорадо» онлайн были опрошены 1937 респондентов, владельцев роботов-пылесосов, в возрасте от 18 до 55 лет из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Нижнего Новгорода, Казани, Ростова-на-Дону и Краснодара.