Аналитики: к концу 2012 г. абонентская база спутникового ТВ в России превысит 8 млн домохозяйств
Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования российского рынка спутникового телевидения и прогноз его развития до 2015 г.
Абонентская база операторов спутникового телевидения демонстрирует положительную динамику с начала 90-х годов, говорится в исследовании J&P. В среднем рост числа абонентов спутникового телевидения в год составил более 7%.
По оценкам компании, по итогам 2010 г. количество абонентов спутникового телевидения в мире достигло около 104 млн домохозяйств. Уровень проникновения составил 4,1% от общего количества домохозяйств.
Наибольшая часть абонентской базы спутникового телевидения сосредоточена в странах Европы (36% или 37,6 млн домохозяйств) и Северной Америки (34% или 35,6 млн домохозяйств). Восточная Европа существенно отстает по уровню развития спутникового телевидения (количество абонентов в 4 раза меньше, чем в Западной Европе).
Ведущими операторами спутникового телевидения в станах Северной Америки являются компании DirecTV и Dish Network. В странах Западной Европы лидирует оператор BSkyB, к концу 2010 г. его абонентская база превысила 9,5 млн. В Восточной Европе по числу подключенных домохозяйств первое место занимает российский оператор спутникового телевидения «Триколор ТВ».
Несмотря на неблагоприятные условия для развития услуги платного телевидения в 2009-2010 гг. в связи с последствиями мирового экономического кризиса, спутниковый сегмент получает все более значимые позиции на российском медиарынке. Во многом этому способствует появление все большего количества спутниковых операторов, что способствует снижению тарифов и повышению географической доступности услуги среди всех слоев населения России. До 2005 г. монополистом на российском рынке спутникового телевидения являлся оператор «НТВ+», предлагающий услуги в ценовом сегменте «премиум». Компания позиционировала себя как оператора эксклюзивного медиапродукта, что позволило подключить к услуге платного спутникового телевидения более 610 тыс. домохозяйств к концу 2008 г.
С появлением в 2005 г. на рынке оператора «Триколор ТВ», ориентированного на массовый сегмент, спутниковое телевидение вступило в фазу активного роста, став единственным доступным решением в местах, где отсутствует телекоммуникационная инфраструктура. При этом ряд экономических исследований показал, что спутниковые технологии являются единственно экономически рентабельным решением предоставления абонентского доступа в районах с низкой плотностью населения. Если плотность населения ниже чем 1,5 чел/км2, единственным окупаемым и зачастую технически реализуемым решением проблемы «последней мили» является спутник. Таким образом, спутниковое телевидение в России имеет наибольшую потенциальную абонентскую базу среди других видов телевизионного вещания.
По данным J'son & Partners Consulting, к концу 2010 г. услугами спутникового телевидения в России пользовалось более 6,2 млн. абонентов. Уровень проникновения услуги составил 12% от общего количества домохозяйств в России.
По сравнению с концом 2009 г. абонентская база пользователей услуги спутникового телевидения в 2010 г. выросла на 24%. Рынок спутникового телевидения в 2008 г. составил около 7,4 млрд руб. По оценкам J&P, к концу 2010 г. объем рынка платного ТВ в России составил более 8 млрд руб., что на 3% больше чем в 2009 г. Можно говорить о снижении темпов роста объема рынка в денежном выражении, и, следовательно, и показателя ARPU. Последняя тенденция обусловлена появлением у большинства операторов дешевых базовых тарифов (в пределах 150 руб.) как инструмента для удержания и привлечения новой абонентской базы.
J’son & Partners Consulting полагает, что рост абонентской базы платного ТВ в России в ближайшие годы продолжится. Уже к концу 2012 г. база пользователей услуги спутникового телевидения превысит 8 млн подключенных домохозяйств. Однако темпы прироста абонентской базы спутникового телевидения будут постепенно снижаться. Этому будет способствовать обострение конкуренции с другими видами телевизионного вещания, для которых характерны невысокие первичные затраты пользователя и интерактивность.
J’son & Partners Consulting выделяет следующие главные тенденции развития рынка спутникового телевидения в России: удешевление тарифов и, как следствие, снижение показателя ARPU; переход большинства операторов на стандарт вещания DVB-S2, что позволяет более эффективно использовать спутниковый ресурс: улучшать качество и количество транслируемых телеканалов, предоставлять услуги HDTV и 3D; снижение темпов прироста абонентской базы у лидера рынка - оператора «Триколор ТВ»; повышение уровня конкуренции, в условиях которого операторы вынуждены бороться за каждого абонента путем увеличения числа базовых каналов и/или снижения тарифов.
По мнению аналитиков, драйверами развития спутникового телевидения в России в 2010 г. являлись: географическая доступность спутникового телевидения; увеличение количества телеканалов и низкое качество эфирного телевидения; простота технической инсталляции и сервисного обслуживания; развитие дачной инфраструктуры; появление дешевых базовых тарифов у большинства операторов спутникового телевидения; рост спутникового ресурса и совершенствование транспондеров.
В то же время, барьерами развития служили: низкая потребительская культура телезрителей в России (сохранение у значительной части среднего класса, которая может себе позволить платить за просмотр, стереотипа, что телевидение должно быть бесплатным); дефицит эксклюзивного локализованного контента у большинства операторов спутникового телевидения; отсутствие интерактивности и возможности предоставления абонентам дополнительных услуг, в первую очередь доступа в интернет; дефицит частотного ресурса на российских спутниковых платформах; высокая конкуренция с другими видами платного телевидения в крупных городах.
По данным J’son & Partners Consulting, крупнейшими игроками на российском рынке спутникового телевидения являются операторы «Триколор ТВ», «НТВ+» и «Орион Экспресс». На долю этих операторов приходится более 95% всей абонентской базы спутникового телевидения. Также на рынке присутствуют операторы, запустившие услугу спутникового телевидения в коммерческую эксплуатацию в 2009-2010 гг.: «Радуга ТВ» и «Платформа HD». К концу 2010 г. данные проекты не смогли набрать существенной абонентской базы (менее 5% от общей абонентской базы).
Наибольшая абонентская база услуги спутникового телевидения по состоянию на конец 2010 г. зафиксирована у оператора «Триколор ТВ» – более 5 млн домохозяйств. Активному росту абонентской базы способствовали минимальная абонентская плата (50 руб. в месяц) и самый большой (по сравнению с предложениями других операторов спутникового телевидения) набор бесплатных телеканалов (11 телеканалов). На втором месте по абонентской базе находится оператор «НТВ+» - 630 тыс. подключенных домохозяйств. Услуги «НТВ+» позиционируются как направленные на премиум-сегмент, в связи с чем в 2008-2009 гг. у компании зафиксирован отток активной абонентской базы (связано, в первую очередь, с появлением спутниковых операторов, предлагающих доступные тарифы). С целью сохранения позиций на рынке в начале 2010 г. оператор «НТВ+» ввел пакет телеканалов «Лайт» (99 руб./мес. за 36 каналов).
Далее следует оператор «Орион-Экспресс», абонентская база которого насчитывает около 300 тыс. домохозяйств. Компания осуществляет трансляцию 70 каналов в формате MPEG-4 (стандарт DBV-S2) под брендами «Континент ТВ» и «Восточный Экспресс». Наименьшие абонентские база зафиксированы у операторов «Платформа HD» и «Радуга ТВ»: 50 тыс. и 150 тыс. подключенных домохозяйств.
© CNews