ГЛОНАСС: навигаторы, смартфоны и… хищения

Совсем недавно было официально объявлено, что в процессе разработки российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС было похищено около 6,5 миллиардов рублей из бюджетных денег, выделенных на развитие данного проекта. Уголовное дело было возбуждено еще летом 2012 года, однако сказали вслух об этом только сейчас. На данный момент следствие продолжается, виновные пока не названы. Судя по всему, в современной России просто невозможно осуществить глобальный дорогостоящий проект без каких-либо махинаций, прозрачно. Но оставим это следователям, а мы сегодня поговорим о самом проекте ГЛОНАСС. Вдумайтесь: если такую огромную сумму получилось украсть, то сколько же изначально было выделено? И главный вопрос – зачем? К основным преимуществам ГЛОНАСС относят стратегическую важность для государства и удобство для его рядовых граждан. Первый аспект мы опустим – слишком большая и сложная тема, заслуживающая отдельной статьи, а вот на втором остановимся чуть подробнее. По идее, на рынке должны были появляться устройства с поддержкой ГЛОНАСС, приобретая которые, мы с вами оценили бы неоспоримое преимущество нашей, российской системы и невероятное удобство пользования навигацией с помощью мобильный устройств. Что же вышло на самом деле? Для подтверждения заботы о народе и доказательства популяризации системы ГЛОНАСС в 2006 году в НИИ «КП» был разработан ГЛОНАСС-навигатор, получивший название Glospace SGK-70. Гаджет был продемонстрирован руководству страны как отчет о проделанной работе и доказательство выхода системы на массовый уровень. Однако с точки зрения потребителя все было немного иначе. Во-первых, продавалось устройство по цене около 20 тысяч рублей, при том, что аналогичный навигатор без поддержки ГЛОНАСС (например, Garmin) можно было купить примерно за 10 тысяч. Во-вторых, технические характеристики не впечатляли: чего стоило только отсутствие собственной батарей – устройство работало только от бортовой сети автомобиля. Естественно, Glospace SGK-70 стал полностью провальным проектом, но для получения очередной порции денег на дальнейшую разработку ГЛОНАСС хватило и этого. А о тех, кто в идеале должен был этим пользоваться, думать и не начинали. К слову, позиционируемый как «российский ГЛОНАСС-навигатор» Glospace был построен на базе корейского навигатора, а используемый в нем модуль GPS/ГЛОНАСС был украинского производства. Прошло четыре года, и в декабре 2010 глава близкой к госструктурам АФК «Система» Владимир Евтушенков продемонстрировал Владимиру Путину «русский аналог iPhone» – МТС 945 ГЛОНАСС. Устройство поддерживало GPS/ГЛОНАСС, и было названо «первым в мире смартфоном с ГЛОНАСC/GPS», к тому сделанным в России. На самом деле, российского в этом гаджете не было практически ничего: аппаратная платформа Qualcomm с встроенным модулем GPS/ГЛОНАСС, операционная система Android, а сборка вообще производилась на мощностях китайской компании ZTE. Во время презентации устройства было объявлено, что планируется реализовать 500 тысяч МТС 945 ГЛОНАСС. Сразу после начала продаж, весной 2011 года, эта цифра была уменьшена до 100 тысяч. В итоге понадобилось более полугода, чтобы МТС 945 ГЛОНАСС разошелся в количестве 5 тысяч экземпляров. Для справки: без всякой поддержки со стороны государства, российская торговая марка Highscreen продает около 10 тысяч смартфонов на ОС Android в месяц, причем характеристики этих устройств вполне сравнимы с аппаратами от Samsung, LG или HTC. О коммерческом успехе российского смартфона с поддержкой GPS/ГЛОНАСС говорить не приходится (скорее, это можно назвать провалом), тем не менее, на его примере была продемонстрирована работоспособность системы ГЛОНАСС как таковой, и, что вполне вероятно, получена очередная «заоблачная» сумма на дальнейшее развитие проекта. Что удивительно, в дальнейшем популярность системы ГЛОНАСС только возросла, правда, заслуги российских компаний здесь нет. За развитие проекта взялись сторонние компании, не имеющие отношения к правительству РФ и бюджетным дотациям. За примерами далеко ходить не нужно: та же американская компания Qualcomm сегодня встраивает модуль ГЛОНАСС практически во все свои современные аппаратные платформы. Благодаря этому, сейчас систему ГЛОНАСС поддерживают iPhone, а также некоторые модели HTC, Samsung, LG, Motorola, Nokia и так далее. Фактически в то же время, весной 2011 года, на рынке России начали продаваться первые коммерческие навигаторы с поддержкой ГЛОНАСС. Здесь под словом «коммерческий» мы имеет в виду действительно конкурентоспособный продукт, с адекватными техническими характеристиками и продуманной ценовой политикой. Первыми этот сегмент рынка охватили компании Lexand и Explay, следом появились гаджеты от Digma, Prology, Prestigio и других. Для того, чтобы понять реальную пользу от системы ГЛОНАСС, газета «Ведомости» взяла на тест два навигатора от Lexand, один из которых работал только с GPS, а второй – поддерживал как GPS, так и ГЛОНАСС. Цитата: «В чем преимущества двухсистемных навигаторов (ГЛОНАСС-GPS) перед односистемными (GPS)? Многие ошибочно думают, что в точности определения координат. Это не так. Точность приблизительно одинаковая. Но зато у ГЛОНАСС-GPS устройств в ряде случаев меньше время тёплого и горячего старта навигационной системы, а также меньше "уход" координаты, ниже вероятность потери сигналов от минимально необходимого количества спутников (четыре) в сложных условиях приёма сигнала: районы высотной застройки, каньоны, места въезда-выезда из подземных парковок, туннелей и т. п.». Добавим, что навигаторы с поддержкой ГЛОНАСС развиваются ничуть не медленнее, чем другие устройства. К примеру, недавно компания Lexand выпустила первый в России ГЛОНАСС-навигатор с встроенным модулем GSM/GPRS и слотом для SIM-карт (речь о модели Lexand SG-615 Pro HD) – это позволяет устройству получать из Интернета данные о дорожной ситуации (например, о пробках). К слову, просят за данный гаджет что-то около 6 тысяч рублей – вполне адекватная цена. В заключение хочется отметить, что даже несмотря на наплевательское отношение собственных разработчиков и расхищение средств причастными лицами, проект ГЛОНАСС оказался довольно интересным и конкурентоспособным. Мы надеемся, что виновные в «затормаживании» процесса со стороны государства понесут заслуженное наказание, а сам ГЛОНАСС получит достойной развитие.

©  MobileDevice