"Мы намерены двигаться вперед уже проверенным маршрутом"

Дмитрий Оснач, компания АсконИнтервью с Дмитрием Осначом, директором по маркетингу компании "Аскон".

- Насколько, по вашему мнению, улучшилось или ухудшилось состояние российского ИТ-рынка за 2011 год?

- Пожалуй, однозначно оценить ситуацию довольно сложно. Например, Минкомсвязи России подсчитало, что отечественный ИТ-рынок в 2011 году вырос на 14,6%. Но, согласитесь, такие данные всегда относительны. Конечно, названная ведомством цифра является неким средним показателем по отрасли, но рост не фиксируется по всем сегментам рынка одинаково. Ведь 14,6% это и "железо", и программное обеспечение, и ИТ-услуги, и системная интеграция, и многое другое. Отдельно же взятый рынок ПО для проектирования и управления инженерными данными (САПР/PLM) достаточно консервативен, и здесь вы никогда не увидите каких-то ошеломительных темпов роста.

Поэтому результаты бизнеса "Аскон" как единственной компании в своей сфере, раскрывающей абсолютные результаты финансовой деятельности, в какой-то мере являются индикатором динамики сегмента САПР/PLM. За 2011 год мы выросли на 7%, примерно то же самое можно сказать и про данный сегмент. Наши коллеги по рынку могут говорить о большем росте своего бизнеса, но резкий скачок их доходов, как правило, будет следствием серьезного падения в прошлом, существенного снижения объема их продаж, что и привело к запоздалому восстановительному росту сегодня.

- Насколько сильно изменилось положение вашей компании на рынке за 2011 год по сравнению с 2010 годом?

- Знаете, Вольтер считал, что для великих дел необходимо неутомимое постоянство. С этой истиной нельзя не согласиться. За прошлый год положение "Аскон" кардинально не изменилось. Как и прежде, компания входит в тройку лидеров среди поставщиков решений САПР/PLM. Впрочем, для "Аскон" главное, чтобы благодаря сотрудничеству с нами положение на рынке наших заказчиков укреплялось. Их число, кстати, за минувший год выросло примерно на тысячу и составляет сегодня 7000 корпоративных клиентов.

- Каким оказался 2011 год для вашей компании?

- Нам удалось направить значительные инвестиции в развитие продуктов, в маркетинг, в людей и развитие собственной структуры. Год был богатым на интересные и важные события. Для бизнеса "Аскон" таким знаменательным событием стало заключение стратегического сотрудничества в области лицензирования ПО и автоматизации подготовки производства с Госкорпорацией "Росатом". А еще "Аскон" расширил географию своих офисов - мы открыли первый международный офис компании в Мюнхене.

Мы приобрели новый и весьма успешный опыт в продуктовом плане: в 2011 году вышли наши новые программные продукты для документооборота и управления проектной деятельностью ЛОЦМАН:ПГС и ЛОЦМАН:ОРД, узкоспециализированное решение для управления подготовкой производства автокомпонентов - система QiBox и, конечно, первое розничное решение "Аскон" - система 3D-моделирования для "домашних" пользователей КОМПАС-3D Home.

- Как ваша компания планирует развиваться дальше в 2012 году? Сильно ли изменится стратегия ее развития по сравнению с 2011 годом?

- Образно говоря, мы намерены двигаться вперед уже проверенным маршрутом, но готовы и расширять, развивать его за счет любых интересных направлений. С одной стороны, компания непременно продолжит продвигать основной свой флагманский продукт КОМПАС-3D как универсальное массовое решение для проектирования в различных отраслях, которое весьма уверенно чувствует себя среди других САПР, а также решения для машиностроения - систему автоматизации технологической подготовки производства ВЕРТИКАЛЬ и систему управления инженерными данными и жизненным циклом изделия ЛОЦМАН:PLM. И в этом отношении стратегия "Аскон" неизменна.

Сегодня компаний, которые бы, как "Аскон", одновременно предлагали заказчикам массовые решения для проектирования и комплексные решения для автоматизации производства, фактически нет.

С другой стороны, мы планируем усилить свое присутствие и на рынке промышленно-гражданского строительства. Здесь "Аскон" делает ставку на новую систему ЛОЦМАН:ПГС - целостный продукт, который в своей сфере применения фактически не имеет конкурентов, благодаря тому что заточен под специфику проектных работ. И если в 2011 году - в первый год продаж - суммарный объем поставки нашей новинки в проектные институты и проектные отделы промышленных предприятий составил 1000 лицензий, то в 2012 году "Аскон" намерен увеличить объем продаж в два раза.

Кроме того, в последние годы компания, как говорится, держала нос по ветру: мы уловили важный для ИТ-рынка тренд - сегодня машиностроение (наш основной заказчик) проявляет высокую заинтересованность в типовых отраслевых решениях. Как, например, наш продукт для поставщиков автокомпонентов - система QiBox. И в этом отношении стратегия "Аскон" будет направлена на расширение портфеля таких узкоспециализированных решений для машиностроительных подотраслей.

- Как, по вашему мнению, сложится ситуация на ИТ-рынке России в 2012 году? Насколько все изменится по сравнению с 2011 годом?

- Для того сегмента ИТ-рынка, который работает с корпоративными заказчиками из промышленности, базовым сценарием развития ситуации является вариант стагнации. Но стагнация в данном случае не таит под собой каких-то явных угроз. Просто пока мы не видим активного роста промышленного производства и высокой инвестиционной активности в машиностроении, значит и спрос на ИТ в нашем секторе будет достаточно ограниченным.

©  @Astera