"Проекты 2010 года - это проекты 2010 года, а не то, что осталось от роскоши предкризисного периода"
Интервью со Святославом Сорокиным, управляющим директором бизнес-направления "Интеграция и консалтинг" ГК Verysell.
- Чем принципиально отличается 2010 год от 2009 года?
- В 2009 году рынок информационных технологий работал в режиме форс-мажора. Во-первых, большая часть заказчиков остановила или "заморозила" проекты, связанные с внедрением ИТ-систем. Во-вторых, поставщиков решений выбил из колеи резкий скачок доллара по отношению к рублю: как известно, системные интеграторы преимущественно используют в проектах оборудование импортных производителей - в результате многие контракты оказались за чертой прибыльности. В 2010 году ситуация изменилась. Конечно, по сравнению с предкризисным периодом рынок сильно сократился. Но даже несмотря на то, что заказчик теперь очень осмотрительно подходит к каждому потраченному доллару и возросла конкуренция, все-таки на рынке наблюдается тенденция роста, а не падения или полной стагнации.
- Какие ключевые изменения произошли в этом году на российском ИТ-рынке?
- В 2010 году заказчики практически полностью прекратили вкладывать средства в развитие инфраструктуры и обновление парка оборудования и ПО. Вместо этого популярностью пользуются проекты, направленные на решение конкретных задач - в первую очередь экономию ресурсов и оптимизацию учетной функции в компании.
- Какова ситуация в основных сегментах?
- Меньше всего свою инвестиционную программу снизил рынок фиксированной связи, который фактически представлен одним заказчиком. Достаточно стабильной осталась и "большая тройка" сектора GSM. Крупные банки в 2009 году основные ИТ-проекты "заморозили", но, так как информационные технологии на сегодняшний день являются для них основным средством борьбы в конкурентной среде, восстановление данного сегмента происходит достаточно быстро. Что касается госсектора, то объемы потребления ИТ, конечно, снизились, но большинство государственных программ не приостановило свою работу, и проекты идут. Больше же всего снизили обороты компании, деятельность которых не зависит напрямую от ИТ - это организации промышленного сектора и торговли - за исключением, пожалуй, ритейла. И, безусловно, кризис сильно ударил по сектору среднего и малого бизнеса.
- Как развивался бизнес вашей компании в первой половине года? Каковы результаты по отношению к аналогичному периоду прошлого года?
- Оборот продаж нашей компании увеличился почти на 20%, объем реализации проектов пока остается на прежнем уровне.
- Что изменилось за год в вашей компании?
- Verysell старается подстроиться под новые требования рынка, в результате чего за последний год в компании сильно изменился спектр решений. Мы открываем новые направления, меняем структуру продаж. Если до кризиса большая часть проектов была связана с продажей оборудования, то теперь происходит сдвиг в сторону интеграционных решений. "Verysell Проекты" - проектная составляющая группы Verysell - активно продвигает на рынок бизнес-приложения, собственные разработки компании, консалтинговые услуги и проекты в области системной интеграции. При этом объемы бизнеса остаются на прежнем уровне. На данный момент компания заключила ряд крупных интеграционных проектов с длительным сроком реализации (до конца 2010 года) и проектов в области бизнес-приложений общей продолжительностью около года. Вообще, компания теперь по-новому подходит к формированию sales-цикла: мы стараемся уходить от проектов длительностью до 1 квартала и переходить на проекты длительностью до 1 года и более.
- Как изменится объем российского ИТ-рынка по итогам 2010 года по отношению к аналогичному показателю прошлого года?
- Если говорить в целом, то рост ожидается небольшой - порядка 15-20 %. При этом развитие в области консалтинга и услуг по внедрению программных продуктов, скорее всего, будет идти опережающими темпами.
Изменения по сравнению с предкризисным периодом прежде всего коснутся маржинальности бизнеса - в этом году заказчики готовы инвестировать в ИТ, но теперь они хотят получать то же самое, что и раньше, но на 15-20% дешевле. Приходится экономить, и, конечно, большая часть экономии происходит за счет поставщиков решений. Рентабельность сделок в этом году упала примерно на 25% за счет сокращения маржи по всей цепочке поставок, включая производителя.
Говоря об отличиях между объемами 2009 и 2010 годов, хотелось бы отметить еще один ключевой момент. В 2009-м заказчики практически полностью отказались от заключения новых существенных контрактов и старались просто расплачиваться по проектам, заключенным еще с размахом 2008 года. 2010 год - не такой. При аналогичных размерах реализации проекты 2010 года - это проекты 2010 года, а не то, что осталось от роскоши предкризисного периода.
© @Astera