"2010 год зажжет новые звезды в ИТ-секторе"

Олег Краус, компания Русские Навигационные ТехнологииИнтервью с Олегом Краусом, заместителем директора по развитию компании "Русские Навигационные Технологии".

- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?

- Потери были значительными. Лопнули мыльные пузыри излишне амбициозных планов, так и не реализовались "имиджевые" бюджеты. Всем без исключения пришлось серьезно скорректировать стратегии развития. Раздутые ИТ-бюджеты в одночасье исчезли, унеся с собой такие же раздутые планы роста продаж и капитализаций. Многие участники считают эти изменения драматическими не только по стремительности изменений, но и по сути - как будто произошло крушение. Однако, на мой взгляд, этот кризис отрезвил всю отрасль, научил ее серьезно относиться к внешним рискам, понять, или даже буквально почувствовать необходимость управления рисками. А это - огромный позитивный сдвиг в уровне менеджмента.

- Как изменилась структура рынка?

- Мы смотрим на рынок ИТ немного сбоку, со стороны быстроразвивающегося рынка. На развитых ИТ-рынках происходит укрупнение сильнейших игроков, за счет M&A в первую очередь. На развивающихся - происходит серьезная перегруппировка. Многие лидеры оказались очевидно не готовы к навязанной кризисом жесткой конкуренции по всем фронтам. Мне представляется, что по итогам кризиса именно развивающиеся рынки явят ИТ-сообществу новые громкие имена.

- Как изменился потребитель?

- Возмужал, посерьезнел, стал требовательнее и профессиональнее. В этом смысле 2009 год пошел на пользу потребителю. В условиях ограниченности ресурсов пришлось действительно разбираться в предложениях, оценивать поставщиков, ставить и достигать результатов по итогам внедрений. Безусловно, это положительный тренд для всей отрасли, и было бы крайне желательно, чтобы он укрепился и стал новой нормой. Думаю, так и будет: к докризисному состоянию рынок уже не вернется.

- С каким настроением вы провожаете 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?

- Безусловно, год был трудным, пришлось много работать в непривычных ролях, на ходу пробовать элементы стратегии и менять ее. Но ощущения по итогу - драйв. От проделанной работы, от нового понимания изменившегося рынка. Наш рынок контроля транспорта последние несколько лет и так развивался достаточно мощно, увеличиваясь на 30-50% в год. Кризис только подлил масла в огонь, продажи увеличились, однако маржа упала в разы. Как лидеры рынка мы ставили себе три основные задачи: сохранить лидерство, удержать клиентов, найти способы не спуститься в ценовую конкуренцию. Думаю, нам удалось прочувствовать почву посткризисного рынка и именно с этих позиций решить вышеперечисленные задачи. А насколько эффективными были принятые решения - узнаем в 2010.

- Какие ожидания от первого квартала 2010 года?

- Сейчас у нас много новых контактов и переговоров, находящихся в активной стадии, уверен, что еще множество новые интересных контактов нас ждет впереди. Ведь ИТ-бюджеты 2010 года нацелены на эффективность и результаты. Очевидно, что тех, кто готов отвечать за результат, на всех заказчиков не хватит. Это крайне благоприятная ситуация для нашей компании и нашей партнерской сети.

- Какие планы на 2010 год?

- Для нас - реализовать намеченный план по разработкам, удержать качество и лидерство. Переориентировать бизнес-структуру под потребности обновленного кризисом рынка. И, конечно, активный рост вместе с рынком.

- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?

- Годом действительно эффективных проектов. Придется много работать, научиться оценивать свою работу по результатам. Причем как поставщикам, так и потребителям. Уверен, 2010 год зажжет новые звезды в ИТ-секторе. Желаю ИТ-компаниям стать такими звездами.

- Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?

- Тут ничего нового я не скажу: драйверами роста станут инструменты управления затратами и безопасность. Все сектора ИТ, нацеленные на помощь в контроле и сокращении затрат, снижении обслуживания ИТ-инфраструктуры и усилении безопасности, будут пользоваться повышенным спросом. Для многих отраслей российской экономики конкуренция смещается в эту сторону. А среди компаний, вписавшихся в эту тенденцию, хорошим спросом будут пользоваться продукция и услуги тех поставщиков, кто смог оптимизировать модель бизнеса под условия нового рынка и при этом сохранить и укрепить традиционные конкурентные преимущества: качество сервиса, отраслевую экспертизу, уровень технологий, объемный портфель новых разработок.

©  @Astera