"В 2010 году структура спроса сильно не изменилась"
Интервью с Мариной Гуляевой, директором сибирского офиса ГК "Инталев", г. Новосибирск.
- Каким оказался 2010 год с точки зрения роста объемов продаж?
- На мой взгляд, если говорить в целом по рынку, то 2010 год был годом небольшого роста - он составил 5-10%. Бюджеты ИТ не вернулись к прежним объемам и, думаю, не вернутся в 2011 году. По итогам 2010 года бюджеты на ИТ были раза в два меньше, чем прогнозировали аналитики рынка.
Если говорить о нашей компании, то мы значительно выросли: объем выручки увеличился в 2 раза. Я это связываю с теми шагами, которые мы предприняли еще в начале 2009 года, и с тем, что кризисные явления повлияли на бизнес, который стал активно заниматься повышением своей эффективности.
Если говорить об изменениях на рынке, то мы заметили тенденции роста спроса на наши продукты и услуги со стороны среднего бизнеса. Причем тенденции говорят о росте спроса на конкретные решения, которые можно быстро внедрить и которые решают более узкую задачу, чем это было ранее, когда компании шли на проекты, которые охватывали разные процессы для автоматизации, то есть когда проекты были более комплексными.
- Какие сегменты российского ИТ-рынка, по вашему мнению, развивались наиболее динамично в прошлом году? Какие категории продуктов, представленных в вашем портфолио, пользовались устойчивым потребительским спросом?
- По сравнению с 2009 годом, в 2010 году структура спроса сильно не изменилась. Проекты по-прежнему носят "антикризисный" характер – это проекты по автоматизации таких областей как управление финансами: здесь все так же лидирует бюджетирование, отчетность, аналитика; управление взаимоотношениями с клиентами (CRM). Есть небольшое увеличение спроса на системы электронного документооборота, на системы повышения производительности сотрудников (KPI), контроля персонала.
Требования к ИТ-консультантам немного изменились, так как сегодня заказчик ставит более узкие цели и требует решения конкретных бизнес-задач. Его уже меньше интересует "best practice", в меньшей степени ставятся задачи по созданию большой единой информационной системы, охватывающей все ключевые бизнес-процессы.
Чаще всего стоит задача интегрировать различные приложения с существующей системой оперативного или финансового учета для сокращения дублирования ввода данных и создания единого информационного пространства с тем, чтобы в одной программе могло работать большее количество сотрудников.
Также хочется заметить, что меняются заказчики - появляется больше нестандартных запросов, растет спрос на услуги таких ранее менее востребованных компетенций, как, например, оргпроектирование, стратегическое управление. Я связываю это с тем, что в кризис предприятия малого и среднего бизнесов (те из них, кто перестроился, поймал волну изменений и не умерил амбиций) очень быстро выросли и сейчас испытывают очень яркую потребность в инструментах управления - тех, которые раньше или не были нужны (потому как компании находились не той стадии развития бизнеса), или до них просто не доходили руки, так как все силы были брошены на завоевание места под солнцем, на наращивание объемов продаж, а не на систематизацию бизнеса и выстраивание системы управления.
- Для 2009 года было характерно стремление к диверсификации бизнеса. Произошли ли какие-то изменения в вашем продуктовом предложении в 2010 году? Если да, то почему?
- У нас появилось два новых направления: компетенция "Управление человеческими ресурсами" - это, прежде всего, разработка системы мотивации, ориентированной на результат, и внедрение HRM-систем; компетенция "Бюджетирование, ориентированное на результат". В отличие от традиционных проектов по построению системы финансов (планирования, учета и контроля), БОР – это система, в которой стоит задача не "потратить бюджет или уложиться в бюджет", а "какой бюджет нужен для достижения нужных нам целей и получения нужного нам результата".
Инструменты для эффективного управления бизнесом меняются естественным образом – внешняя среда, ресурсы, сам менеджмент, его зрелость, ментальность. Поэтому мы, консультанты, совершенствуем инструменты управления – развиваем новые технологии, например, бюджетирование, ориентированное на результат. Если раньше компании даже простого бюджетирования не имели, и его постановка и автоматизация были неким фундаментом для эффективной работы системы финансов, то сегодня пора делать шаг дальше, к совершенствованию этого инструмента – внедрять систему не "сколько нам нужно потратить", а "какой результат будет достигнут за счет потраченных средств". Если говорить о мотивации, то эта тема давно нас интересовала, так как она, так или иначе, затрагивает все наши компетенции. Без грамотной мотивации и построенная система эффективно работать не будет, поэтому мы решили серьезно заняться этим вопросом. По сути, этой темой никто не занимается с точки зрения всей системы управления, а не только HR.
- Планирует ли ваша компания расширение продуктового предложения в будущем году? Если да, то каких производителей вы рассматриваете в качестве потенциальных партнеров?
- В следующем году мы не планируем расширять перечень наших услуг, однако планируем выпуск своего нового ПП – с большим функционалом и более высокой производительностью. Что касается в целом развития, то в этом году мы будем заниматься разработкой стратегии на грядущие годы.
© @Astera