Лето с «Яндекс»: что и как искали пользователи?
Компания «Яндекс» подвела итоги лета 2009 года, подсчитав как и что конкретно искали пользователи Интернет на площадках Поиск@Mail.ru, QIP, в поисковых системах Nigma и Quintura, на крупных региональных порталах Ngs.ru и Nnov.ru, а также на украинском портале Ukr. net и белорусском портале Tut.by.
По оценке «Яндекс» на лето 2009, пользователи Рунета просматривают страницы результатов всех поисковых машин более 3,1 миллиарда раз в месяц. Реальных запросов к поиску меньше - каждый день пользователи Рунета задают, по оценке «Яндекс», более 85 миллионов запросов (при ежедневном просмотре страниц результатов поиска более 104 миллионов раз).
В среднем, когда пользователь обращается к поиску, он делает около трех запросов - этого ему хватает, чтобы найти то, что он искал. При этом больше половины поисковых сессий - 51% на «Яндекс» и 55% на Поиск@Mail.ru - состоят только из одного запроса. В 62% случаев пользователи тратят на поиск меньше 1 минуты.
Длина среднего поискового запроса - три слова. За год она чуть-чуть увеличилась - в августе 2008 средняя длина составляла 2,5 слова. В среднем самые длинные запросы задают пользователи поиска «Яндекс» на Ukr.net - около 5 слов - и пользователи региональных порталов Ngs.ru и Nnov.ru - около 4 слов. Самые короткие запросы к «Яндекс» задают пользователи QIP и Quintura - в среднем 2-3 слова. При этом для поисковых запросов к «Яндекс» из мессенджера QIP характерна не только самая маленькая средняя длина, но и наибольшая доля однословных запросов - 15% (в среднем - 6%). Одна из причин этого в том, что на некоторых сервисах РБК (например, в почте) на отдельных словах расставлены ссылки, которые ведут в поиск, установленный на QIP.
У запросов к «Яндекс» на Ukr.net - от украинских пользователей - не только наибольшая средняя длина, но и наибольшие доли запросов, состоящих из пяти-восьми слов. Кроме того, на Ukr.net практически полностью отсутствуют запросы длиннее 10 слов, в то время как на всех остальных площадках встречаются и существенно более длинные. Некоторые превышают даже 100 слов - например, когда пользователи копируют в поисковую строку цитату.
В среднем почти 90% поисковых запросов содержат хотя бы одно существительное. Год назад существительные встречались только в 75% запросов. Для поиска на сайтах «Яндекс», Поиск@Mail.ru и QIP первая тройка частей речи, которые чаще используются в запросах, выглядит так - существительные, прилагательные, глаголы. Доли немного различаются в зависимости от площадок, например, доля запросов с существительными на QIP - 81%, на Поиск@Mail.ru - 87%, на «Яндекс» - 90%. Кроме того, на Ukr.net меньше всего запросов, содержащих нецензурную лексику. Таких запросов вообще очень мало - в среднем меньше одного процента.
Как и в прошлом году, приблизительно 2,5% запросов сформулированы как вопрос. Для «Яндекс» и «Нигма» эта цифра немного больше, почти 3% - с этими поисковыми системами пользователи чаще общаются как с людьми. Доля вопросов среди поисковых запросов к поиску «Яндекс» на Поиск@Mail.ru около 2%, а на Quintura - всего 1%.
Некоторые запросы содержат уточнение - явно указанное желание купить, продать или получить что-то. Запросов с такими уточняющими словами становится больше - по данным на лето 2009 их почти 9%, а по данным за 2008 год - только 4%. Самые распространенные уточнения - это скачать и бесплатно. Доли запросов к «Яндекс» на yandex.ru и mail.ru со словами скачать и бесплатно - примерно по 4% от всех запросов. Намерения скачать что-либо бесплатно нет только у пользователей «Яндекс» на Nnov.ru. Там самое популярное уточняющее слово - продажа.
Доля ошибок и опечаток в запросах за год сократилась на 3% и составляет теперь около 12%. Это связано в первую очередь с внедрением подсказок на поиске - теперь, задавая запрос, пользователи иногда выбирают готовый вариант из списка и не успевают сделать ошибку.
Некоторые пользователи путают поисковую строку со строкой браузера и задают в качестве поискового запроса адрес сайта. На «Яндекс» таких запросов, как и осенью 2009, около 4%. Чаще всего поисковую строку со строкой браузера путают пользователи Поиск@Mail.ru - там почти каждый десятый запрос выглядит как адрес сайта. Совсем мало таких запросов на Nnov. ru и Quintura - меньше 1%.
Первые десятки самых популярных запросов, заданных к поиску «Яндекс» на www.yandex.ru, Поиск@Mail.ru и QIP, различаются мало. Большую их часть составляют запросы, посвященные социальным сетям. Кроме того, во все топы-10 входит запрос [порно], в топ-10 «Яндекс» - запрос [mail.ru], в топ-10 Mail.ru - запрос [яндекс], а в топ-10 QIP - оба этих запроса. Интерес пользователей QIP к яндексу даже выше, чем к порно.
Как подводят итог специалисты «Яндекс», на крупных площадках с большой аудиторией, куда пользователи могут приходить с целью «поискать что-нибудь в интернете», их поисковое поведение различается несущественно. Основная разница - в тематике поисковых запросов. Очевидно, что тематика сильно зависит от площадки, на которой размещена поисковая строка «Яндекс». На относительно небольших площадках пользователи поиска «Яндекс» ищут не так, как на крупных. Разница не только в тематике запросов, но и в их длине, количестве ошибок и опечаток, употреблении уточняющих слов.
Полную версию информационного бюллетеня можно скачать с официального сайта (PDF, 1,1 Мбайт).