Обзор российского рынка интернет-ТВ и интернет-видео в 2009-2013 годах
Компания J-son & Partners Consulting представила результаты исследований российских рынков интернет-ТВ и интернет-видео в 2009-2013 годах, которые включают в себя анализ проникновения и тенденций развития интернета в качестве канала дистрибуции видеоконтента на российском рынке.
2008-2009 годы стали переломными годами для рынка онлайн-видео и онлайн-ТВ в российском сегменте интернета. Это связано как с общей динамикой развития интернет-отрасли, так и с продолжающийся тенденцией по проникновению ШПД в России и снижению стоимости доступа для конечных абонентов.
По оценкам J-son & Partners Consulting , на конец первого полугодия 2009 года около 23,6% всех российских домохозяйств (12,4 млн) имели широкополосный доступ в интернет. Рост рынка за первое полугодие составил 111%.
Динамика роста пользователей широкополосного доступа в интернет в России
Медленно, но неуклонно ШПД теряет свой имидж знакового признака "цифрового неравенства" в России. Большая часть домашних подключений (60%) географически находится за пределами двух столиц и их областей.
По оценкам J-son & Partners Consulting, в 2008 году средние затраты домашних пользователей широкополосного доступа в России составили 320 руб./мес. (в первом полугодии 2009 г. - 300 руб./мес.) Дальнейшее снижение тарифов на широкополосный доступ провайдерами в регионах приведет к постепенному падению ARPU (на 3-7% в год) - до 250 руб./мес. к 2013 г.
Согласно оценкам J-son & Partners Consulting, общий объем российского рынка домашнего ШПД в 2008 году составил 33,4 млрд руб. (1, 35 млрд долл.). Ежегодный прирост количества домашних широкополосных подключений (в размере 15-30%) будет основным фактором роста рынка - ожидается, что в 2013 году его общий объем превысит 82 млрд руб.
Особенности российского рынка онлайн-видео
- Бесплатный доступ к контенту для абонента - основной доход приносит реклама и спонсорство специальных проектов
- Практически полная невостребованность услуг по аренде и покупке фильмов онлайн и, как следствие, отсутствие подобных проектов
- Отсутствие лицензионного рынка сервисов интернет-ТВ, предоставляющих вещание телевизионных каналов за отдельную плату
- Отсутствие лицензионных сервисов, предоставляющих бесплатный лицензионный ТВ-контент наподобие Hulu.com
- Рост доли профессионального интернет-ТВ, доступного по требованию и, как следствие, рост уникального контента, созданного для российских пользователей
- Основная тематика профессионального контента: текущие события, отчеты с различных мероприятий, интервью с известными людьми, развлекательное видео
- Основные категории востребованного контента, составляющего более 60% всех просмотров: юмор, анимационные сериалы, телевизионные сериалы, спортивные трансляции, музыкальные клипы
- Основной видеотрафик генерится на 4 популярных по посещаемости видео-порталов: Smotri.com (29%), Rutube.ru (21%), "Яндекс Видео" (12%), "Видео Mail.ru" (26%)
- Падение интереса пользователей к UGC и рост доли профессионального видеоконтента на всех ключевых видео-сервисах
- Информационные видеоклипы заменяют традиционный информационно-развлекательный контент
Среднее количество просмотров видео, тыс./день, конец 2009
Web 2.0 в России
Современное понимание тенденций развития интернета и сопутствующих web-технологий базируется на концептуальной основе, которая получила название Web 2.0. Ее смысл заключается в восприятии интернета в качестве платформы для работы с разнообразными видами контента, активного участия пользователей в формировании контента, его оценке, обмене и систематизации. За последние годы в России и мире произошел существенный рост различного рода порталов и сервисов, базирующихся на идеологии Web 2.0.
Основные игроки рынка интернет-видео
- Наиболее крупные по посещаемости интернет-проекты в мире в 2009 году:
Youtube.com , Facebook.com , Linkedin.com, xing.com , Classmates.com , Friendster.com , Fledgewing.com , Imeem.com , Habbo.com , Orkut.com , Myspace.com - Среди российских проектов по состоянию на конец 2009 года наиболее крупными по посещаемости интернет-проектами являются:
Rutube.ru, Video.mail.ru, Smotri.com, Russia.ru, видео на социальной сети Vkontakte.ru, Moikrug.ru, Odnoklassniki.ru, Lookatme.ru, Livejournal.ru, Liveinternet.ru.
Топ-20 видео интернет-ресурсов
№ | Название ресурса | Сайт | Число уникальных посетителей, тыс./мес. |
1 | torrents.ru | torrents.ru | 31 600 |
2 | RuTube | Rutube.ru | 12 700 |
3 | Видео@Mail.Ru | video.mail.ru | 8700 |
4 | Smotri.com | smotri.com | 6300 |
5 | Телеканал СПОРТ | sportbox.ru | 6000 |
6 | ВЕСТИ | vesti.ru | 5800 |
7 | LiveTV.ru | livetv.ru | 4300 |
8 | Первый канал | 1tv.ru | 3800 |
9 | Канобу | kanobu.ru | 2900 |
10 | КиноКопилка.ру | kinokopilka.ru | 2200 |
11 | ifolder | ifolder.ru | 2100 |
12 | НТВ | ntv.ru | 1600 |
13 | МуВИ | Myvi.ru | 1400 |
14 | Rambler vision | vision.rambler.ru | 1300 |
15 | Corbina TV | Corbina.tv | 790 |
16 | WebFile.RU | webfile.ru | 580 |
17 | face.ru | face.ru | 530 |
18 | RapidShare.Ru | rapidshare.ru | 470 |
19 | russiantvonline.com | russiantvonline.com | 240 |
20 | Mult.ru | Mult.ru | 180 |
Источник Rambler Топ100
Правовое регулирование
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации, передача видеоконтента (ТВ) по широкополосным IP-сетям (сети интернет) никакими нормативными документами не регламентируется. Однако деятельность по производству и распространению видеоконтента (наравне со СМИ) регулируется со стороны Росохранкультуры. Другими словами, для оказания услуги интернет-вещания необходимо заключение договоров со СМИ и/или вещателями и получение лицензии как самостоятельного СМИ, а также подача заявки на "Лицензию на вещание".
Зрительские предпочтения на рынке интернет-видео
По данным J-son & Partners Consulting, наиболее востребованными тематиками пользовательского интернет-видеоконтента являются юмор и развлечения (20%), анимация (17%), спорт (14%), а также телевизионные шоу (10%).
Проанализированные данные говорят о следующих тенденциях развития интернета в России в качестве канала дистрибуции видеоконтента:
- среднегодовые темпы роста (CAGR) пользовательского контента в социальных сетях составят от 50% до 200% ежегодно в зависимости от популярности того или иного ресурса
- численность пользователей аудио- и видеоконтента в сети интернет будет увеличиваться в среднем на 33-40% ежегодно, в период до 2012 года, до момента полного принятия видеоконтента как составной части единого интернет-пространства
- в период до 2013 года темпы роста видеоконтента составят более 200% вследствие увеличения доходов онлайн-порталов от интернет-рекламы.
© @Astera