Рынок телекоммуникационного оборудования во время кризиса стагнирует на уровне 2008 года, но не падает
Интервью с Ильей Карповым, начальником отдела маркетинга компании Zelax.- Какие изменения в 2009 году произошли в сегменте телекоммуникационного оборудования? Какие заметны улучшения?
- Наибольшие улучшения происходят в сегменте IP-оборудования с пакетной передачей данных, сейчас это наиболее быстрорастущий сегмент. Среди этого оборудования основной акцент приходится на магистральное оборудование, благодаря введению безлимитных тарифов как операторами стационарными, так подвижной связи увеличиваются требования к оборудованию магистральному, надо пропускать все больше и больше трафика. В интернете приобретает популярность видео, потоковое видео, социальные сети, появляются ссылки на YouTube все больше и больше. Все это увеличивает нагрузку на магистрали. Таким образом, внутри IP-оборудования идет увеличение магистрального оборудования. Оно идет двумя путями: наращиванием скорости передаваемой информации в канале - был 1 Гбит, потом два, 2,5, 10, 40, на подходе 100, - и спектральным уплотнением. То есть данные сегменты являются наиболее быстрорастущими в области оборудования.
Если говорить о перспективах, то одна из крупных компаний уже вводит понятие "синхронный Ethernet". Последний по своему принципу является асинхронной технологией, но дальнейшее развитие идет в область синхронного Ethernet и в область так называемой сети без границ. Основное назначение этой сети - любое устройство в любой точке может получить доступ к любым сервисам. Неважно, что это - сотовый телефон, плеер, компьютер. Вы получаете независимо от типа своего устройства гарантированный доступ ко всем сервисам в любой точке - в офисе или в дороге.
Таким образом, мировые производители наблюдают развитие этого сегмента. В России до сих пор работают системы 50-60-летней давности, но, разумеется, страна также ориентируется на IP-оборудование, системы спектрального уплотнения и увеличения скорости.
У Zelax в разработке находятся 10-гигабитные интерфейсы передачи информации. По первому каналу у нас был гигабитный интерфейс, сейчас он, идя в ногу со временем, становится 10-гигабитным. Также Zelax вводит в линейку DWDM-системы - у нас появляются системы спектрального уплотнения: они могут поместить в одно волокно до 32-х каналов, то есть Zelax может обеспечить 320 Гб передаваемой информации в одном волокне. Дальше, надеемся, будет больше.
- В последнее время представители различных отраслей все чаще стали говорить об изменении ситуации в России в лучшую сторону. Какие вы видите фундаментальные причины для улучшений в телекоммуникационной отрасли?
- Основная причина, если углубиться в экскурс по Маслоу, - закрытие физиологических потребностей. Связь сегодня если и не физиологическая потребность, то все больше приближается к таковой. Если посмотреть, на чем экономят люди, то связь становится близкой по значению к еде: люди предпочтут купить поменьше гамбургеров или продукты подешевле, но социальная активность, сопричастность к мировому разуму их манит. Они начинают попадать в сети, интернет становится для них, можно сказать, наркотиком. Поэтому фундаментальные причины - то, что век скоростной, потоки информации бешенные, и их все больше и больше. Оказаться без связи - значит, оказаться без информации. И если раньше, век назад, фасон новых платьев менялся раз в два года, привозились они из Парижа раз в год, то сейчас отрыв информационных магистралей буквально на полгода приводит уже к достаточно ощутимым последствиям - человеку нужно будет очень быстро нагонять упущенное, ведь мир уходит вперед и достаточно стремительно.
Фундаментальные причины - зависимость людей от информационного поля, очень быстрая экспансия "Связьинвеста" в новые сельские районы, введение новых услуг - видеосвязь, файлы, музыка. Все это приводит, по крайней мере, к тому, что во время кризиса рынок стагнирует на уровне 2008 года, по нашему мнению, но не падает. Люди не перестали пользоваться мобильной связью, отправлять меньше sms или меньше говорить, несмотря на кризис.
Также можно сказать, что из-за будущей Олимпиады очень быстро развивается инфраструктура связи в Краснодарском крае. Если она там разовьется, то и другие регионы вскоре подтянутся. Это общая инфраструктура, нужно обеспечивать информацией.
Другая причина для улучшения - всевозможные программы. Например, программа "Интернет в школы" стала своеобразным катализатором: детям дали попробовать, что такое интернет, они очень быстро объяснили родителям, что теперь он должен быть и у них дома.
То есть быстрое проникновение интернета, информационный голод приводят к тому, что ситуация на рынке телекома стагнирует, но, как только появятся предпосылки, начнет улучшаться: в 2010 и 2011 годах человечество будет развиваться стремительно. Если взять всю информацию, накопленную человечеством до 1945 года - фильмы, картины, фотографии, раскопки, письменности, книги, музыка и так далее - и все это "сфотографировать", то вся история человечества уместится в устройство размером с мобильный телефон. В 2008 году компьютер рядового пользователя по объему информации содержал то, что человечество нарабатывало в течение двух тысячелетий. Дальше будет только увеличение объема информации.
- Какие остались трудности и проблемы?
- Те, о которых мы говорили раньше. Летом люди на радостях, что первая волна кризиса прошла, потратили все средства, и это можно назвать трудностями, ведь до конца 2008 года их траты будут находиться на фиксированном уровне и вряд ли увеличатся.
Проблема - экспансия оборудования стран третьего мира на российский рынок под маркой "Сделано в России". Уже не раз говорилось, что гораздо проще перепродавать чужое оборудование с соответствующей наклейкой, чем производить собственное. Но компании, которые таким образом продают оборудование, не развивают его и не могут грамотно поддерживать. Реальность такова: есть оборудование, за которое никто не отвечает - оно дешевое, и есть оборудование, за которое отвечает производитель, - оно, естественно, дороже.
Статус российского производителя сейчас используется всеми без зазрения совести. Например, когда крупные структуры говорят, что купили оборудование исключительно российского производства на 700 млн рублей, технически грамотные люди понимают, что оно никакое не российское. Но это неизбежная проблема, обозначившаяся после распада СССР: появился дешевый китайский аналог. С ним надо просто жить.
- Как будут отличаться результаты 3 квартала по сравнению со 2 кварталом 2009 года? По сравнению с 3 кварталом 2008 года?
- Для отрасли телекома характерны два всплеска: летний - оборудование операторского класса удобнее монтировать летом, сети лучше строить в этот же период - и в конце года.
Соответственно, результаты 3-го квартала в нашем случае всегда лучше, чем во 2-м квартале, и 2009 год не стал исключением. Компания практически повторяет результаты 2008 года.
- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на рынке телекоммуникационного оборудования до конца года? Какими будут результаты по сравнению с предыдущим годом?
- По сравнению с предыдущим годом результаты будут такими же. Мы очень надеемся на рост в 3-4% относительно 2008 года (в рублевом исчислении - прим. редакции). Лето кончилось, в ноябре будет предновогоднее затишье, продажи еще сильнее упадут, потому что все будут готовиться к декабрьскому всплеску продаж. Соответственно, в ноябре продажи снизятся, даже по сравнению с октябрем, но возьмут свое в декабре. Это по-Zelax.
В целом на рынке телекоммуникационного оборудования есть такие компании, которые просто не выдержали конкурентной гонки, и говорить о том, как закончат год другие компании, невозможно. Некоторые добились глобального прироста: если компания вышла на рынок в 2008 году и продала три устройства, а в 2009 году - уже пять, то сегодня она может рапортовать о 200%-м росте в период кризиса. Надо понимать, с чем мы имеем дело.
Общее состояние рынка телеком-оборудования, по моему мнению, повторяет результат Zelax: размер рынка если и изменился, то незначительно по отношению к 2008 году - от 0% до 10% роста.
© @Astera