"Кризис - это не только период рисков, но и период возможностей"
Интервью с Натальей Луковкиной, маркетологом "Сонет НН".- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль? Затронул ли кризис деятельность вашей компании?
- На текущем этапе явных последствий кризиса наша компания не ощутила, но есть несколько фактов, которые связаны с ним. Ряд клиентов корпоративного сегмента, где мы работаем, отложили начало новых проектов на неопределенный срок, а также секвестрировали часть своих бюджетов на 4 квартал 2008 года. Большая же часть наших клиентов (это крупный и средний бизнес) свою деятельность не сворачивают. Исключение составляют девелоперские компании, банки и финансовые организации, которые объявили о замораживании своих проектов, в том числе и у нас в регионе.
- Какие меры вы предпринимаете, чтобы компенсировать последствия кризиса и улучшить ситуацию?
- Если говорить о внутренних процессах в компании, то для нас важно оставаться ликвидной компанией с высокой оборачиваемостью как складских запасов, так и финансов. Поэтому в первой половине года мы предприняли ряд действий по привлечению дополнительных средств в компанию. Они позволяют нам оставаться ликвидными и не сворачивать кредитные программы для наших клиентов. Сокращение штата в связи с кризисом у нас не планируется. Есть плановая ротация с заменой менее эффективных сотрудников, это плановый процесс, и здесь кризис может только ускорить принятие решений. Программы по развитию и маркетинговые программы с повестки дня мы не снимаем.
Среди внешних факторов, которые помогут уменьшить негативные последствия кризиса, стоит отметить активность государства в разрешении кризиса. Те действия, которые уже предпринимаются, и те, которые обещаются, вселяют надежду. Предполагается, что кризис затронет не все отрасли экономики, и если какие-то сегменты рынка провалятся, то мы, со своей стороны, просто будем более внимательно следить за другими и переориентируемся на них.
- Изменилось ли отношение ваших партнеров, поставщиков, клиентов к выполнению обязательств?
- Со стороны вендоров мы почувствовали увеличение внимания и поддержки. Это связано с тем, что все заинтересованы в продажах, и акцент сейчас делается на зарекомендовавших себя игроках и партнерах на рынке. Поскольку мы являемся крупной региональной компанией, и обеспечиваем большие объемы продаж по стратегическим для нас вендорам, то и с их стороны мы ощущаем значительную поддержку.
То же самое касается и отношений со стороны дистрибьюторов. Кредитные линии для нас не были изменены ни по продолжительности, ни по объему. Были ужесточены санкции за невыполнение обязательств по платежам, просрочки оплаты. Это разумный подход, кризис требует больше дисциплины от всех, и в данном случае - это строгое выполнение своих обязательств. Точно такие же требования мы предъявляем на рынке нашим клиентам.
Что же касается дальнейшего поведения поставщиков, то тут все зависит от того, насколько продолжительным и глубоким будет кризис ликвидности. Если у крупных поставщиков возникнут трудности с получением кредитных линий от банков, других финансовых организаций или вендоров, то это отразится на всем канале в целом. Могут сократиться складские запасы, чего бы очень не хотелось, так как это повлечет за собой увеличение заказных позиций, сроков поставки, удлинение денежного и товарного оборота.
- Чему "учит" кризис? Какие прогнозы вы можете дать, учитывая сложившуюся непростую ситуацию?
- На самом деле в кризисное время и проверяются отношения. Свою задачу мы видим в том, чтобы не закрыться от клиентов, а наоборот оказать им поддержку, увеличить уровень сервиса и внимания к ним. Кризис - это не только период рисков, но и период возможностей. Для нас 1998 год стал положительным опытом, так как мы смогли увеличить свою клиентскую базу и заслужить доверие у клиентов и поставщиков. В сложное время мы четко отвечали за свои обязательства, не подводили своих клиентов и обеспечивали хороший уровень сервиса.
К тому же, если те проектные поставки и проекты являются критически важными для бизнеса наших клиентов, то они будут выполнены и реализованы. Большое количество наших клиентов все-таки планирует исполнить свои бюджеты на 4 квартал, поэтому и динамика по сравнению с 4 кварталом 2007 года, я надеюсь, будет позитивная.
© @Astera