"В целом все идет ровно и предсказуемо: роста нет, падения нет"

Михаил Петров, компания Делайт 2000Интервью с Михаилом Петровым, генеральным директором компании "ДеЛайт 2000".

- Чем принципиально отличается 2010 год от 2009 года?

- Если в 2009 году нам пришлось работать в условиях практически "нулевой видимости", когда перспектива продаж была обозрима лишь на 3-4 месяца вперед, то сейчас, в конце 2010 года, мы видим наш бизнес на 12-15 месяцев вперед. Улучшение условий "видимости" связано, прежде всего, с тем, что наши заказчики постепенно начали выходить из кризиса и уже могут прогнозировать свой бизнес на год-два вперед. Заказчики начали планировать затраты и сообщать нам о своих планах. Это дает возможность и нам планировать свою деятельность в долгосрочной перспективе.

- Какие ключевые изменения произошли в этом году на российском ИТ-рынке и отдельно в вашем сегменте?

- Не скажем за весь ИТ-рынок, но в нашем сегменте интегрированных аудио-визуальных решений практически никаких ключевых изменений не произошло. Ни глобальных слияний или поглощений, ни громких закрытий направлений или массовых увольнений персонала – ничего этого не было.

Дистрибуция проекционного оборудования вошла в стадию зрелого рынка, когда проекторов продается много, а маржа довольно низкая по сравнению с периодом бурного роста спроса на презентационную технику. Сейчас растут продажи проекторов только в низкой ценовой категории, а в средней категории ниша практически "вымывается". Дорогих инсталляционных проекторов продается немного, это напрямую связано с сокращением объема офисного строительства. Характерная особенность: проекторы вообще вытесняются дисплеями, которые становятся все большего размера.

Еще один штрих к общей картине: резкое сокращение заказчиков и сужение рынка AV-интеграции привело к тому, что конкурсы за освоение бюджета между потенциальными исполнителями стали более острыми, а сами заказчики теперь более вдумчиво принимают решения по выбору исполнителя или поставщика.

- Какова ситуация в основных сегментах?

- Мы не наблюдаем существенного роста государственного бюджета. Большая часть организаций из госсектора весьма сдержанно вкладывает средства в развитие технической инфраструктуры, в том числе и в аудио-визуальные технологии. Корпоративный сектор, напрямую связанный с рынком коммерческой недвижимости и строительства, готов инвестировать в улучшение рабочих мест и техническую оснащенность помещений, как правило, в случае переезда в новый офис. И если в течение двух прошедших лет офисных переездов практически не было, то сейчас этот рынок немного сдвинулся с мертвой точки.

- Как развивался бизнес вашей компании в первой половине года? Каковы результаты по отношению к аналогичному периоду прошлого года?

- Мы развиваем два направления бизнеса: системную интеграцию и дистрибуцию аудио-визуального оборудования. В интеграционном бизнесе все довольно очевидно: в первой половине 2010 года, так же, как и в первом полугодии нескольких предыдущих лет, новые проекты не открывались. В первой половине 2011 года мы не ожидаем какого-либо роста в этой области. Это связано с тем, что интеграционный бизнес более инертен по сравнению с дистрибуцией или розничными продажами, проекты могут быть длительными по времени исполнения: от момента проектирования до реализации. Обычно крупные компании после утверждения годовых бюджетов и открытия новых проектов начинают их реализацию ближе к лету.

Перспективное направление - работа с образовательными учреждениями и продвижение интерактивных средств обучения. В первом полугодии мы представили российскому рынку уникальное решение для сферы образования – интерактивные доски нового поколения PolyVision eno flex, которые сочетают в себе шведскую беспроводную технологию Anoto и 50-летний опыт американской компании PolyVision в производстве антивандальных школьных досок. Это единственная в мире беспроводная интерактивная доска с несколькими рабочими поверхностями. Мы сфокусировались на продвижении этих интерактивных досок, и к концу года уже получили ожидаемые результаты.

- Что изменилось за год в вашей компании?

- В этом году нам исполнилось 15 лет. Мы прошли путь от поставки и аренды презентационного оборудования до создания масштабных аудио-визуальных решений. Если рассматривать развитие компании как процесс взросления человека, то можно отметить: за прошедший год мы стали жилистее, крепче, жестче. Заметно повысилась интенсивность работы подразделений компании, особенно под конец года, когда вследствие отложенного спроса многие заказчики, наконец, начали осваивать свои бюджеты.

- Как изменится объем российского ИТ-рынка и вашего сегмента по итогам 2010 года по отношению к аналогичному показателю прошлого года?

- По итогам 2010 года объем рынка в нашей сфере не будет сильно отличаться от объемов рынка 2009 года. В целом все идет ровно и предсказуемо: роста нет, падения нет. Первый шок от экономического кризиса прошел, ситуация каким-то образом стабилизировалась, многие компании научились как-то жить в новых условиях. Следующий шаг – начать жить хорошо.

©  @Astera