Пользователь - наше все

В понедельник, в гостинице Азимут, с 18-ого этажа которой открывается величественный вид на Санкт-Петербург, проходил семинар "Разработка интерфейса, ориентированного на пользователя".

Автор и ведущий – Аарон Маркус – профессиональный "гуру" и первый в мире графический дизайнер. Кто расскажет о Маркусе лучше, чем он сам – практически никто, поэтому процитируем проспекты:

  • 40 лет опыта работы в области графического дизайна, дизайна интерфейсов и юзабилити: проекты, публикации, преподавание, консалтинг.
  • 33-летний опыт прикладных исследований и знание дисциплины "Графический дизайн".

Маркус - признанный авторитет в международных профессиональных сообществах, связанных с Web, пользовательским интерфейсом, человеческим фактором, графическим дизайном, разработкой программ для настольных прикладных систем.

Последнее десятилетие он посвятил работе в таких областях, как веб и мобильные устройства, проектирование визуализации информации, пользовательский интерфейс автомобилей, создание руководств по глобализации/локализации.

Тема семинара, безусловно, нужная и полезная. Пользователь и разработчик мыслят зачастую по-разному. То, что кажется разработчику кристально ясным и логичным, пользователю может представляться в высшей степени неудобным и непонятным, и наоборот.

Есть такой афоризм: "Неизвестно, кто первый открыл воду, но уж наверняка это сделали не рыбы". Пользователи плавают в среде, которую создают для них разработчики. Пользователи должны чувствовать себя уверенно, как рыбы в воде.

Именно этим проблемам и был посвящен семинар.

На первой лекции слушателям был предложен экспертный обзор проектирования интерфейса, ориентированного на пользователя. Был представлен ряд наиболее продвинутых практик, которые приводят к успеху. Особое внимание уделялось вопросам пользовательской адаптации, быстрого понимания и легкости в использовании. Ключевые понятия - "возврат инвестиций" и "дизайн, ориентированный на пользователя". "Пользователь должен быть центром вселенной", - убеждал Маркус, и слушатели согласно кивали, пытаясь представить, что может быть в голове у этих малоизученных, диковатых пользователей, которым простое кажется сложным, а сложное - ненужным.

Потом был кофе-брейк, во время которого озадаченные создатели интерфейсов опять имели возможность созерцать свысока далекие золотые шпили и купола, замерзшие каналы, автомобили в масштабе 1:43 и Финский залив на горизонте. После этого ведущий обстоятельно рассказал, как сделать пользователя центром процесса проектирования таким образом, чтобы технические и функциональные спецификации значимо и удобно отражались в пользовательском интерфейсе. В заключение слушателям были предложены практические задания по моделированию пользователя и анализу задач. Возможно, практическая часть могла бы быть более эффективной при меньшем числе участников. Народу оказалось неожиданно много, но столиков в ресторане хватило на всех.

После обеда, который заслуживает всяческого одобрения, состоялась третья лекция, посвященная удобству интерфейса. "Проектирование без знания о пользователях "из первых рук" рискованно, так как неверные предположения о потребностях пользователей и их поведении могут привести к плохой юзабилити". На лекции были представлены методы тестирования пользователей, которые должны помочь в определении дизайна. Далее имела место дискуссия.

Четвертая лекция называлась: "Что если они говорят на другом языке?" "Успешные продукты, которые начинаются как локальные, часто путешествуют за границы страны или региона, так как они становятся широко распространенными". Продукты/услуги, которые с самого начала не были спроектированы для многоязычного использования, вряд ли легко приживутся в других странах. Аарон Маркус затронул вопросы адаптации программного обеспечения для различных культур. Темы: "Руководство по глобализации пользовательского интерфейса", "Интернационализация и локализация".

В заключение Маркус рассмотрел довольно интересную проблему: "Отличия сайтов Web 2.0 в США и Японии, Корее, Тайване". Попутно была представлена новая программа Microsoft Expression и проведен конкурс на создание лучшего логотипа для оной.

Следует отметить, что компания TRINET, занимающаяся разработкой эффективных интернет-проектов, в сотрудничестве со своими партнерами организовала и провела семинар Аарона Маркуса в Петербурге на высочайшем уровне.

Будем надеяться, что благодаря подобным семинарам, отечественные программные разработки станут еще удобнее, понятнее и найдут широкое применение в России и за ее пределами.

©  @Astera