16 лет физики проверяли на прочность теорию относительности — и вот что из этого вышло

25.09.2022, 00:00
Исследователи из Университета Восточной Англии и Манчестерского университета провели 16-летний эксперимент, чтобы бросить вызов общей теории относительности Эйнштейна. Теперь они опубликовали результаты своей работы.
Max Planck Institute for Radio Astronomy

Астрономы провели самую точную на сегодняшний день проверку теории Эйнштейна. Был ли прав гениальный физик прошлого века?

«Какой бы впечатляюще успешной ни оказалась общая теория относительности Эйнштейна, мы знаем, что это не последнее слово в теории гравитации. Более 100 лет спустя ученые всего мира продолжают свои усилия по поиску недостатков в его теории. Обнаружение любого отклонения от общей теории относительности стало бы крупным открытием, которое открыло бы окно в новую физику, выходящую за рамки нашего нынешнего теоретического понимания Вселенной. И это может помочь нам в конечном итоге открыть единую теорию фундаментальных сил природы», — заявил один из авторов новой работы доктор Роберт Фердман из Университета Восточной Англии.

Движимая стремлением найти брешь в самой известной в мире теории,  международная команда исследователей из десяти стран подвергла ОТО самым строгим испытаниям. Для этого авторы изучили двойную систему из пульсаров, которые были обнаружены в 2003 году.

Такие системы представляют собой самую точную лабораторию, в которой можно проверить ОТО. На момент создания этой теории ни Эйнштейну, ни его современникам не было известно о существовании таких звезд и методах, которые используются сегодня для их изучения.

Для наблюдения этого двойного пульсара использовались семь чувствительных радиотелескопов — в Австралии, США, Франции, Германии, Нидерландах и Великобритании. Авторы проверили предсказания теории с до сих пор невиданной точностью — она в 25 раз выше предыдущего рекорда. Но, вопреки ожиданиям, все параметры гравитационных волн, которые исследовали астрофизики, оказались в строгом соответствии с предсказаниями ОТО. Кроме того, авторы также смогли увидеть эффекты, которые раньше нельзя было изучить.

Астрофизики впервые увидели,  как свет не только задерживается из-за сильного искривления пространства-времени вокруг спутника пульсара, но также и то, что излучение отклоняется на небольшой угол в 0,04 градуса. Никогда прежде подобный эксперимент не проводился при такой большой кривизне пространства-времени.