13 фактов к 13-летию iPhone — первого смартфона в современном виде

Можно любить Apple, можно ненавидеть, но факт заключается в том, что тринадцать лет назад эта компания из Купертино раз и навсегда изменила рынок персональных гаджетов. Первый смартфон в том виде, как мы понимаем данный класс устройств сейчас, не был лучшим ни по одному показателю, но оказался настоящей революцией. Вспоминаем самые интересные факты об iPhone.

Скудный функционал

Первый смартфон Apple не умел даже записывать видео, также у него не было и фронтальной камеры. А уж отсутствие слота для карт памяти по тем временам можно было расценивать и вовсе, как преступление. Хотя последний недостаток и компенсировался внушительным объемом встроенного накопителя (от 4 до 16 ГБ). По сравнению с топовыми конкурентами, например, Nokia N95, возможности iPhone смотрелись откровенно «бледно»: никакого 3G, спутниковой навигации и операционная система, не поддерживающая многозадачность.

Это даже не первый iPhone

Сейчас уже мало кто вспомнит, но на момент выхода революционного смартфона ныне известнейшая торговая марка iPhone принадлежала вовсе не Apple, а другой компании — Cisco. Американский IT-гигант, занимающийся разработкой и производством сетевого оборудования, выпустил свой IP-телефон с этим названием на целых 22 дня раньше, чем появился «яблочный» гаджет. Дело, естественно, решалось в суде и обе компании после долгих препирательств смогли договориться.

Актуальное время

К моменту выхода iPhone уже все сотовые телефоны умели обновлять свои часы по сотовой сети. А вот как сделать так, чтобы в презентации и промо-материалах время совпадало с актуальным придумали как раз перед анонсом легендарного гаджета. Дело в том, что мероприятие начиналось в девять часов и по таймингу как раз примерно на сороковой минуте должны были показать революционный смартфон. Так и получилось, а этот подход стал традиционным для всех презентаций Apple.

Секретность

Разработка iPhone была окружена всеми возможными мерами секретности, которые только получилось ввести. Инженеры работали над загадочным проектом Purple («Пурпурный») и доходило до того, что одна команда могла в принципе не знать, чем занимается другая. Такой подход оправдался и позволил Apple до самого анонса в январе 2007 года сохранить максимум интриги. По легенде, на входе в помещения «Пурпурного подразделения» висел постер фильма «Бойцовский клуб» с написанным на нем слоганом «Первое правило клуба — не говорить о клубе».

Злые шутки

Одним из элементов презентации первого iPhone в январе 2007 года был шуточный звонок в кофейню. Стив Джобс, в свойственной ему манере эпатировал публику набрав номер ближайшего Starbucks. Он заявил вежливому менеджеру заведения, что хочет заказать 4 000 порций латте на вынос. К счастью, готовить их даже не начали, так как он сообщил, что это шутка перед окончанием разговора. Преданные фанаты бренда теперь несколько раз в год терроризируют Starbucks аналогичными пранками.

Заведомо провальная презентация

Первый публично показанный экземпляр iPhone был настолько недоработанным в программной части, что Джобсу необходимо было строго следовать инструкции. Любое отклонение от заранее несколько раз проверенной последовательности действий могло обернуться зависанием, «вылетом» приложений или вовсе внезапным выключением устройства. Однако несмотря на все опасения, презентация прошла невероятно успешно и Стив ни разу не столкнулся с проблемами. К началу продаж софт существенно улучшили.

Железо от Samsung

Какими бы ни были отношения этих двух брендов на публике и в рекламе, на деле — бизнес есть бизнес. В первом Apple iPhone использовался чипсет Samsung S5L8900 с единственным вычислительным ядром 1176JZ (F)-S, имеющим микроархитектуру ARMv6 и работавшим на частоте не более 412 МГц (теоретическая 620 МГц была ограничена из соображений энергоэффективности). Все это великолепие обладало 128 мегабайтами оперативной памяти LPDDR-266 и было выполнено по техпроцессу 90 нм. К слову, корейский производитель поставлял процессоры для Apple вплоть до пятой модели iPhone.

Без iPhone не было бы успеха Android

Как бы провокационно это заявление ни звучало, исходя из того, что известно о планах Google по разработке собственных смартфонов в 2007 году, скорее всего оно верно. До появления ориентированной на использование всех преимуществ емкостного тачскрина операционной системы iPhone OS (предшественницы iOS) и устройств на ее основе, Google планировал выпустить кнопочный смартфон. Именно с выходом революционного гаджета от Apple приоритеты в разработке портативной техники и ОС у поискового гиганта резко поменялись. Если бы этого не произошло, Android рисковал стать просто еще одной системой, практически ничем не выделяющейся среди целого сонма программных платформ, из которых ныне вспоминаются, в лучшем случае, Symbian и Windows Mobile.

Это не первый опыт Apple в создании портативной техники

За 14 лет до появления iPhone на рынке, «яблочная» компания относительно успешно продвигала серию устройств Newton. Это были гаджеты, являющиеся чем-то средним между наладонниками (КПК) и современными планшетами. Первые похожи на них идеологией использования, а вторые — размером. «Ньютоны» имели ограниченный успех, но были весьма прогрессивны для своего времени: поддержка аксессуаров, рукописный ввод с помощью стилуса и даже гипотетическая возможность выхода в интернет. Что и вовсе выглядит дико по современным меркам, так это производство гаджетов на платформе Apple сторонними компаниями: Motorola, Sharp и Siemens.

iPad придумали первым

В компании Apple изначально работали над продолжением идей линейки гаджетов Newton и планировали создать планшетный компьютер. Но потом Джобсу показали наработки по устройству и операционной системе, взаимодействие пользователя с которыми строилось на основании множественных прикосновений пальцами к экрану. Стив посмотрел на это все и решил, что в форм-факторе смартфона такая концепция будет успешнее. Он оказался прав, а исходный проект переработали в iPad, который увидел свет на три года позднее, чем iPhone.

iPhone мог получить »2,5D-стекло»

Один из ранних прототипов «яблочного» смартфона обладал передней панелью, которую закрывало стекло с загнутыми краями. Такое, как на iPhone 6. Это еще не новомодные «экраны-водопады» на всю боковую грань, а лишь специальная обработка среза стекла, благодаря которой оно выглядит чуть загнутым на краях. Тем не менее, в первом iPhone такой дизайн не появился после того, как Джобсу рассказали стоимость подобной обработки защитного покрытия. Процесс подешевел лишь спустя 5−6 лет.

И пластиковый экран

Инновационное защитное покрытие дисплея из алюмосиликатного стекла на iPhone первого поколения появилось только потому, что Джобс был знатным неряхой и носил ключи в одном кармане с телефоном. После того, как он увидел, во что превращается при такой эксплуатации экран прототипа всего за пару дней, он потребовал обязательно с этим что-то сделать. Изменение конструкции произошло всего за полтора месяца до презентации и потребовало даже серьезно пересмотреть контракт с OEM-производителем устройства.

Название взлома iPhone символично

Почти сразу после появления смартфона Apple на рынке, энтузиасты смогли принудительно расширить его функционал. Уже тогда многим не нравилось, что несмотря на удобство использования, «яблочная» компания сильно ограничивает своих клиентов в свободе действий на устройстве. Тогда впервые и появилось понятие jailbreak («побег из тюрьмы») — открытие доступа к файловой системе iPhone и реализация возможности устанавливать сторонние программы не из AppStore. Первым программным решением для повышения удобства поиска и установки «неоригинальных» программ стала программа Cydia, что является отсылкой к названию яблонной плодожорки (Cydia pomonella), сельскохозяйственного вредителя, чьи личинки любят лакомиться яблоками.

Каким бы ни был первый iPhone, его успех был предрешен. Это был один из первых смартфонов на рынке с емкостным тачскрином, который еще и поддерживал обработку касаний сразу нескольких пальцев одновременно. Во главу угла при разработке интерфейса его операционной системы ставилась простота и легкость использования. По сравнению с подавляющим большинством конкурентов это было невероятно инновационно. Другие бренды предлагали гораздо более богатый функционал, но многие пользователи никогда и не добирались до него через дебри меню и неочевидных дизайнерских решений в интерфейсе.

©  Популярная Механика