Мой адрес — не дом и не улица…
Как известно, государственный документооборот у нас плохой – громоздкий и медленный. Именно он тормозит выполнение многих важных решений правительства. Но, кажется, забрезжил свет в конце бумажного тоннеля. Глава Минсвязи Игорь Щеголев придумал, как государственным службам быстро и просто достучаться до каждого россиянина: нужно приравнять адрес электронной почты к таким же средствам идентификации человека, как и бумажные документы, в частности, паспорт.
Предложение необычное. Если общегражданский паспорт – вещь вполне материальная и единственная у каждого, то электронный адрес – нечто эфемерное и множественное. Электронных адресов может быть столько, на сколько у человека хватает сил, чтобы за ними следить. Одни адреса живут долго и счастливо, а другие погибают под влиянием разных обстоятельств или просто забываются. Какой из них должен стать тем единственным, по которому будут идентифицировать личность?
Чтобы электронный адрес стал главным и единственным, его непременно надо будет вписать в паспорт бумажный. А то ведь, знаете, наш народ мигом открестится от почтового ящика, если туда начнут поступать неприятные для него письма, например, из налоговой. Мол, «я – не я и ящик не моя». Сразу представляются очереди в паспортные столы, чтобы паспортистка вписала каждому его государственный электронный адрес. А кто не соизволил явиться лично, тех станут не пущать за границу. То-то потеха пойдет!
Но, допустим, вы вписали в паспорт государственный электронный адрес. Дальше должно пойти общение через него. Вот, государство вам пишет: «Пора нести налоги (пошлины, штрафы, справки, явиться в военкомат и т. п.)». А у вас нет денег, времени или неохота. Что вы делаете? Просто не открываете такие письма. Оправдания могут быть следующие: не было света, ветер порвал провода, поломался компьютер, а денег на новый нет. И никто не сможет доказать обратного. Следовательно, эффективность такого общения властей с подданными стремится к нулю. То, что раньше было обязательным, теперь становится добровольным.
Следующая трудность внедрения этой идеи состоит в том, что Интернет есть не везде. И компьютеры имеются не у всех. А пожилых граждан научить пользоваться электронной почтой будет очень трудно, если вообще возможно. Но самая опасная засада заключается в спаме. Уж кто-кто, а спамеры непременно достанут базы государственных электронных адресов граждан (это только вопрос времени и денег) и засыплют их ящики тоннами ненужных тем писем с рекламой всякой непотребной лабуды, в которой утонут редкие письма от государства. Никто не захочет, получая ежедневно несколько сотен спамерских писем, выискивать среди них зерна истины.
Мы не говорим уже про хакеров, которые примутся взламывать такие ящики и рассылать по ним вирусы, о мошенниках, которые будут присылать ложные предложения якобы от властей, и т. п. Игорь Щеголев с этим согласен. «Да, электронную почту можно взломать. Но разве паспорта не подделывают и не берут по чужим документам кредиты?» – говорит он.
Конечно, паспорта подделывают, но вся штука в том, что подделать паспорт намного труднее, чем взломать почтовый ящик. Для подделки паспорта требуются специальное оборудование и специфические навыки, а для взлома ящика – только монитор и клавиатура.
Тем не менее, министр надеется, что электронный адрес, во-первых, сэкономит средства госбюджета: не придется тратиться на бланки, письма и прочую бумажную волокиту. Во-вторых, облегчит жизнь и самим гражданам: чтобы связаться с нужным чиновником по Интернету, требуется гораздо меньше времени по сравнению с походом на личный прием.
Щеголев утверждает, что в Индии, например, после введения электронной системы учета и сбора налогов их собираемость выросла на 125%. А в Канаде стоимость предоставления услуг народу в электронном виде обходится в 44 раза дешевле, чем в физическом.
Ну, может быть, в некоторых странах оно и так. Но у нас, при нашем правовом нигилизме, порожденном эпохой бурных 90-х, когда не действовали абсолютно никакие моральные принципы, и государство это поощряло, так не получится. Вернее, получится совсем не так.
Вот тянет наши власти в виртуальную область! То всеобщий переход на цифровое и платное телевидение придумают (это притом, что и обычное-то аналоговое все большее количество граждан не желают смотреть), то «электронное правительство», то теперь – официальные электронные почтовые ящики... Уж не потому ли, что жить в виртуальном мире и добиваться там свершений гораздо легче, чем в реальном?
Справка KM.RU
Электронное правительство – способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано, и максимально возможно используются информационные технологии.
Автор: Леонид Рудницкий.
Обсудить.